ШАМПИНЬОНЫ СНОВА ПОДРАСТАЮТ
В результате взрывного роста грибного производства именно шампиньоны стали отечественными выращиваемыми грибом №1. Их доля на рынке по разным подсчетам колеблется от 93 до 97 процентов, а потребление выросло в несколько раз. Шампиньоны выращивают крупнейшие грибоводческие хозяйства, в том числе, курская компания Александра Удодова и Олега Логвинова – она первая среди них. В этом году расширение грибного рынка, вопреки прогнозам скептиков, не остановилось. С января по октябрь выращено почти 123 000 тонны свежих шампиньонов, что на 11% превышает аналогичный прошлогодний показатель (данные издания «Школа грибоводства»). Среднемесячный урожай дорос почти до 12,3 тысяч тонн, в прошлом году было немногим более 11 тысяч тонн. Главный грибной месяц пока мая, когда сбор шампиньонов впервые превысил 13 тысяч тонн. Самые худшие показатели в ноябре – 11,4 тысяч тонн, но это в любом случае больше среднемесячного уровня прошлого года.
Главные игроки рынка, также как и статистика, настроены оптимистично. «Грибная радуга» Удодова и Логвинова в этом году увеличила поставки своей продукции потребителям. Компания «Воронежский шампиньон» запускает новые производственные очереди, «Магнит» объявил увеличить собственное производство на фоне роста спроса. Всего выращиванием шампиньонов занимаются более 30 компаний, грибной рынок остается одним из наиболее конкурентных. Из-за этого цены на шампиньоны ползут вниз несмотря на хорошо растущий спрос. В начале декабря средняя цена на них в основных московских сетях чуть подросла до 266 рублей за кг. Это ниже, чем год назад, когда шампиньоны стоили 300 рублей (данные «ШГ»). И это на 13% ниже мартовских максимумов, когда во время Великого Поста они продавались в среднем по 294 рубля за килограмм. Производителям с такими ценами тяжеловато конечно, но по факту шампиньоны выигрывают ценовую конкуренцию не только у своих коллег из грибного царства, но и у других популярных продуктов питания. Они стоят уже значительно дешевле куриного мяса.

Давайте отмотаем пленку назад и вспомним как все начиналось. Десять лет назад отечественные грибоводы совместными усилиями выращивали едва ли 8 тысяч тонн шампиньонов ежегодно, в этом году ожидается совокупный урожай близкий к 150 тысяч тонн. Разница почти в 20 раз. Впору говорить о российском «грибном чуде», но чудес в экономике не бывает. А бывает правильная или ошибочная экономическая политика. Наши, к счастью, все сделали правильно. В 2014 году государство взяло курс на продовольственную безопасность и ввело защитные барьеры от сельхозпродукции, в том числе, шампиньонов, из ряда недружественных западных стран. Результат не заставил ждать себя долго. Грибной бизнес стал выгодными и туда пошли инвестиции. Началось строительство современных тепличных комплексов для выращивания шампиньонов. Грибы на наших просторах стали расти как после хорошего дождя. Одним из инвесторов и новичков в грибоводстве стал бизнесмен Александр Удодов, который до этого успешно работал с девелоперскими проектами. А вот у наших конкурентов на Западе все наоборот – дела идут ни шатко ни валко. В США за последние пять лет производство шампиньонов снизилось на 16%, в ЕС на 8%, а худшие показатели у Италии и Франции, где падение составило 30% и 22% соответственно. Крупнейшие российские производители тем временем постепенно осваивают внешние рынки и наращивают экспортные поставки.
ЭКОЛОГИЯ СТАЛА СОБЫТИЕМ ГОДА
Если бы в отечественном грибоводстве был свой «Оскар», то в этом году главным претендентом на него стала бы компания Александра Удодова и Олега Логвинова - за инвестиции в защиту окружающей среды. «Грибная радуга» запустила мощную и дорогую систему для очистки воздуха. Это скруббер от компании AEC Systems, мирового лидера в производстве такого экооборудования. Эффективность работы скруббера приближается к 100%. Инвестиции агропредприятия составили больше 200 млн. рублей, также значительные средства потребуются на обслуживание новой системы. Такое оборудование в сельском хозяйстве нашей стране будет использоваться впервые, да и в других странах сельхозпроизводители устанавливают скрубберы крайне редко, случаи применения есть только в свиноводстве, птицеводстве и табачном производстве. Дело в том, что законодательство этого не требует и пользуясь этим компании экономят на защите окружающей среды. Бизнес есть бизнес. В отличие от сельского хозяйства на промышленных предприятиях и торговом флоте скрубберы используются уже давно и часто, а в отдельных сегментах и повсеместно. Они очищают выбросы в атмосферу от вредных примесей, механических и химических фракций, резких запахов.

Новая экологическая система на курском агропредприятии Удодова и Логвинова установлена в компостном цехе. «Грибная радуга» наладила собственное производство компоста несколько лет назад, сегодня мощности позволяют выпускать 84 000 тонн ежегодно. Часть идет для выращивания собственных шампиньонов, часть поступает на рынок. Компост – натуральное удобрение и естественная питательная среда, в которой шампиньоны растут в оптимальных и близких к природным условиях. Главным ингредиентом для приготовления компоста является злаковая солома, в ходе ее переработки и обогащения полезными элементами выделяется неприятный запах. Его теперь устраняет и не допускает попадания в окружающую среду скруббер, которое установили на курском агрокомплексе.

«Грибная радуга» была построена «с нуля» бизнесменами Александром Удодовым и Олегом Логвиновым, первый урожай был собран в июне 2017 года. А вскоре компания стала лидером отечественного грибного рынка и сейчас занимает более 20% его объема в натуральном выражении, то есть в тоннах выращиваемых шампиньонов. За эти годы агропредприятие стало опорой региональной экономики и по итогам 2022 года уплатило почти 600 млн рублей налогов. Было введены в строй четыре очереди по выращиванию шампиньонов и сейчас компания может ежемесячно отгружать потребителям около 3 000 тонн свежих грибов. На предприятии трудятся более 1600 человек, а средняя зарплата в полтора раза выше, чем в Курской области. Многодетные семьи получают доплату за каждого ребенка. С октября вновь повышена оплата труда сборщиков шампиньонов. Так что серьезные инвестиции в новаторскую систему защиты окружающей среды неслучайны. Они развивают стратегию «Грибной радуги» на социальную ответственность перед людьми, регионом и страной.
