Почему современное крупное птицеводческое предприятие не сможет обойтись без внедрения системы менеджмента качества и какие проблемы и задачи можно решить при помощи этой системы, рассмотрим на конкретном примере

О том, что такое система менеджмента качества и почему она должна быть на каждом современном предприятии, рассказывает руководство пресс-службы ГК «Белый Фрегат» («Белый Фрегат» – российский агрохолдинг с предприятиями по производству птицы, комбикормов и переработке мяса).

Система менеджмента качества

Система менеджмента качества — это комплекс мер и реализуемых операций, которые используются в организации для достижения необходимого качества выпускаемой продукции. В России систему менеджмента качества на пищевых производствах внедряют на основании таких международных стандартов, как ISO 22000, ISO 9001, где последовательно описаны выстраиваемые процессы, включающие в себя также принципы HACCP.

Это стандарт, соединяющий в себе анализ рисков и критических контрольных точек. На основании всех этих последовательных мер предприятия добиваются улучшения и качества продукции и работы компании в целом. Это необходимая мера, она обязательна в сегодняшнее время, потому что благодаря ей повышается не только качество продукции, но и конкурентоспособность данного производства на рынке. Как следствие, для предприятия открывается экспортная возможность. Без внедрения системы менеджмента качества предприятие двигаться дальше не может.

Начало внедрения

Впервые ГК «Белый Фрегат» внедрила систему менеджмента качества в 2014 году на производстве «Победа-Агро» в Брянске. Это было первое основное предприятие, которое прошло данную сертификацию. Этот процесс занял более полугода. Основной мотив внедрения системы – нарастающая с каждым годом конкуренция. Производство, которое сертифицировано по данной системе, конкурентоспособно: его продукция более качественна, в отличие от производств, которые контролируют качество по старинке. Внедрение системы менеджмента качества также является основным требованием при прохождении аудита от сетевого ритейла. Без наличия данной системы компанию даже не будут рассматривать в качестве потенциального поставщика.

Все ключевые игроки рынка внедряют у себя систему менеджмента качества. Даже на государственном уровне в 2011 году был введен технический регламент Таможенного союза безопасности пищевой продукции – ТР ТС 021/2011, где на законодательном уровне прописано, что все производители пищевой продукции обязаны разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах HACCP. В этом документе подробно изложено, что и как должно быть сделано на производстве. Даже если у производства нет сертификата ISO 22000, должны быть внедрены действия, основанные на принципах HACCP.

Стандарт HACCP позволяет анализировать опасные факторы на производстве – физические, химические, биологические. Устанавливает критические точки, в которых мы должны контролировать данный риск. А также меряет опасные границы, вырабатывает систему мер, регулирующих действия для оценки этих рисков. Все эти моменты документируются и постоянно отслеживаются.

Эта система выигрывает перед традиционной тем, что в данном случае мы ориентируемся на превентивные меры. Раньше предприятия брали образцы, смывы продукции, делали анализ и по факту через какое-то время узнавали, в чем заключается проблема. То есть проблема с качеством выяснялась через некоторое количество времени. При новом подходе изначально используется комплекс мер, позволяющих предупредить проблемы с качеством продукции. Это позволяет контролировать критические точки.

Внедрение системы менеджмента качества мы начали с того, что заключили договор с фирмой по сертификации предприятия. Она помогла разработать программу, по которой мы проходили сертификацию. Также профессионалы помогли подготовить предприятие к этому процессу.
Идея по внедрению систему менеджмента качества принадлежала руководству, но мы уже осознавали, что это нам диктуют требования рынка, конкуренция, желание того, чтобы на предприятии более тщательно следили за качеством. Ни одному предприятию не нужны претензии, возвраты, лишние убытки. Если есть система, которая позволяет этого избежать, значит, ее нужно внедрять. Изначально от руководства предприятия шел запрос на скорейшее внедрение системы. Первым этапом был оценочный аудит.

Работа с персоналом

Затем персонал прошел обучение в формате теоретических и практических семинаров. После чего сотрудники прошли аттестацию. Люди – это ключевое звено в данном процессе. И без их правильной ориентированности, без их мотивации, вовлеченности ничего бы не получилось. Далее был составлен проект по внедрению системы, разработана документация для каждого подразделения. И затем уже началось внедрение системы. Смысл в том, что каждый сотрудник на своем месте определял работу всей системы в целом. Ответственность и качество работы каждого сотрудника полностью влияли на функциональность предприятия.

Самый основной и трудный этап – это обучение персонала, проведение внутренней работы по исполнительности, обязательности. Основная сложность – это люди. Нам было важно, чтобы они понимали, зачем они должны меняться.

В некоторых случаях мы выстраивали систему в принудительном формате. Например, критическая точка – при входе на предприятие человек должен пройти санобработку. Чтобы не возникло желания пройти на рабочее место с немытыми руками или с необработанной подошвой сапог, нужно было в принципе организовать траекторию движения таким образом, чтобы человек не мог пройти мимо санпропускника. Пока сотрудник не произведет санобработку рук и обуви, не загоралась лампочка, которая пропускала его дальше. И, в конце концов, с каждым сотрудником проводилось обучение – рассказывалось зачем, почему, что он должен делать на своем участке. И, соответственно, деятельность каждого работника определяла функционирование всей системы в целом.

Сейчас во время аудитов аудитор подходит к сотруднику и спрашивает: для чего вы делаете эту операцию, где вы берете этот инструмент, каким образом вы его обрабатываете, куда сдаете. И с течением времени эти процессы были доведены до автоматизма. Но каждый человек изначально знает, что он делает и почему именно таким образом, а не иначе. Все эти меры приводят глобально к повышению управляемости предприятия, улучшению качества продукции, снижению себестоимости. Потому что исключаются лишние процессы, увеличивается производительность предприятия - соответственно, растет прибыльность, появляется способность конкурировать с крупными компаниями, формируется положительный имидж компании, растет потребительское доверие. Т.е. все эти процессы ведут глобально к тому, что предприятие становится конкурентоспособным, потребительская лояльность растет. Если на сайте указана информация, что предприятие прошло систему менеджмента качества, получило соответствующие сертификаты, то даже простой потребитель будет испытывать к этой продукции больше доверия.

Система менеджмента качества живая. Она постоянно совершенствуется и дорабатывается. Даже если возникает проблема – ее реально решить. Например, пришла претензия от магазина на продукцию. Налаженная система дает возможность полностью проследить весь цикл производства и выяснить, где мог произойти сбой. И дальше уже продумать, какие дополнительные уровни контроля можно установить на данном участке, чтобы не возникало этого риска. Например, когда продукция сдается, то ее визуально оценивает контролер. Человек, который смотрит, внешний вид упакованной продукции. Если углубляться в процесс дальше и делать инвестиции, то можно поставить соответствующее оборудование, например, рентген, через которое будет автоматически проходить продукция. То есть уже не человек, а автоматизированная система будет определять, есть ли, предположим, остатки костей в бескостном продукте. Такой продукт будет отбракован и не попадет к потребителю.

На другом этапе можно делать видео-фиксацию процесса производства. И если создается какая-то ситуация, где есть претензия, то можно всегда посмотреть и оценить этот сбой по видео-фиксации.

Естественно, люди новшествам сопротивляются, но, когда человек начинает понимать, зачем нужно выполнять операцию определенным образом, он становится замотивированным. Например, ему говорят, что он должен забрать рабочий инструмент в определенном месте и положить его снова в определенное место. И объясняют - это нужно для того, чтобы он не делал лишних движений по производственной площадке, не мешал другим людям, сокращал время на эти действия. Когда человек реально понимает, что ему стало удобнее, лучше, он меньше времени тратит на пустые действия, он начинает работать именно по такой схеме. Сначала, конечно, идет сопротивление, потому что нужно выйти из привычной зоны комфорта.

Обычно мотивация строится от обратного. На предприятии существует система штрафов. Если человек вышел на рабочий участок без спецодежды, контролер первый раз сделает ему замечание, во второй раз он его штрафует. Не быть оштрафованным – это одна мотивация. Контролер по качеству продукции следит за тем, чтобы вся продукция была качественно упакована, чтобы были наклеены этикетки, чтобы на них была указана правильная информация. Если на его участке в течение месяца количество претензий снизилось или сошло на нет, то премиальная составляющая растет.

Весь процесс внедрения системы менеджмента качества – это обучение персонала и разработка документации, которая контролирует каждый этап. Обучение персонала происходит на каждом уровне - от простого работника до руководителя, который изначально должен правильно ставить задачу перед своими подчиненными. Обучение людей — это ключевое во внедрении системы менеджмента качества.

Результаты внедрения

 

Результатами внедрения системы компания осталась довольна. Во-первых, сильно снизилось количество претензий со стороны потребителей. Уровень потребительского доверия значительно вырос. Мы стали более конкурентоспособными. И как следствие, получили возможность работать с крупными сетевыми ритейлерами. Все эти шаги мы делали не зря. Дальнейшие перспективы заключаются в совершенствовании рабочего процесса и автоматизации системы контроля качества на некоторых этапах производства.

Также можем с уверенностью сказать, что, если компания не проводит данную процедуру, значит, у нее нет стремления к развитию. Потому что необходимость прохождения системы менеджмента качества закреплена сейчас на законодательном уровне. Если компания собирается работать на территории Таможенного союза, если у нее есть долгосрочные перспективы, как игрока на рынке, если ей нужно завоевывать доверие потребителей, если ей важно улучшение качества продукции, необходимо внедрять систему. Вряд ли на рынке есть компании без долгоиграющих целей. Некоторые игроки рынка опасаются нехватки финансовых ресурсов. Но, на самом деле, затраты в процесс не такие большие.

Однозначно результат оправдывает средства. Лишние процессы упраздняются, а недоработанные совершенствуются. Внедренная система позволяет не только проконтролировать должное качество продукции, но и настроить персонал на эффективную работу. К качеству приводит правильное выстраивание всех бизнес-процессов.

Также к преимуществам внедрения современной системы менеджмента качества можно отнести современный подход к управлению безопасностью - это выполнение обязательных законодательных регламентирующих требований, создание автономных планов производственного контроля на предприятии, замена общепринятого выборочного контроля готовой продукции на предупредительный контроль процессов производства и применение системы, выстроенной на всемирно признанных требованиях. Лучше идти отработанным путем, чем совершать ошибки. Наработанный путь - это связка стандартов ISO и HACCP с системами производственного контроля качества. Все это интегрируется друг в друга и в совокупности дает отличный результат.

(Источник: руководство пресс-службы ГК «Белый Фрегат»).