Наконец-то в поле нашего зрения оказалась провинция, где началось ежегодное исследование о зимних потерях пчел. «На данный момент еще рано делать какие-то выводы, но я слышал о том, что цифры о потерях пчел очень сильно разнятся, особенно высоки потери в закрытых зимних колониях», — сказал Рил Лафреньер, пчеловод из канадской провинции Манитоба.
Согласно имеющимся предварительным данным, можно говорить о потере половины особей, но эти цифры еще требуют подтверждения, отметил он. «Сейчас становится действительно важным начать получать точные цифры», говорит Лафреньер, добавляя, что это означает расчет фактического количества жизнеспособных ульев, оставшихся после весенней выбраковки.
Формы опроса были разосланы пчеловодам провинции, а окончательный отчет сформируется примерно в середине лета. «Я также слышал, что некоторые пчеловоды не северо-западе региона сообщили о высоких потерях, но опять же, мы можем говорить о точных цифрах, когда будем иметь на руках результаты опроса», — заявил сельский пчеловод Джим Кэмпбелл из Red River Apiarists’ Association.
Ассоциация пчеловодов Манитобы (Manitoba Beekeepers’ Association) сообщает, что речь идет о потерях в тридцать процентов, что совпадает с данными о потерях в прошлые годы. Однако собственные пчелы фермера минувшей весной были в отличном состоянии. «По моим оценкам, они находились в намного лучшем состоянии, чем обычно, потому что за многие годы был показан лучший результат. Я связываю это с тем, что в окрестностях вокруг моих угодий есть большое количество источников нектара», — сказал Кэмпбелл.
Однако изменения климата всё сильнее влияют на пчелиную популяцию. Весенних дней становится меньше — в связи с этим пчелы умирают от голода или исчезают после выхода из улья, мигрируя в поисках пищи, или не размножаются достаточно быстро — это тоже сказывается на колониях. «Иногда ранней весной пчелы умирают только потому, что для них нет достаточного количества источников пищи», — отметил Кэмпбелл, добавив, что поздняя весна также может осложнить накопление летних запасов.
Ситуация с потерями, которые превышают объяснимые естественными факторами, характерна для пчелиного поголовья всего мира. Резкое сокращение численности пчел заставило наших ученых серьезно задуматься. Еще Эйнштейн говорил, о том, что вслед за пчелой погибнет человек. По данным последних лет, Европа потеряла до трети от популяции медоносных пчел. Россия не сильно отстает от этих данных — наши потери за последние годы составили до 20 % от популяции отечественных медоносных пчел. Количество ульев особенно сильно сокращается в Челябинской и Ульяновской областях.
Ученые заявляют о том, что нынешней популяции пчел уже не достаточно для опыления всех цветоносов. Учитывая то, что пчелы опыляют до трети всех посадок, потери могут быть очень впечатляющими.
Ранняя зима или поздняя весна — это лишь одни из немногих причин высокой смертности пчел, но многие уже называют главного виновника — человек и применение им различных химических средств нового поколения, которые снижают иммунитет у пчел. На фоне этого вирусы активизируются, и ослабленный организм насекомого уже не может им эффективно сопротивляться.
Ученые Кобленц-Ландау высказали мнение, что и сигналы сотовой связи могут негативно сказываться на жизнедеятельности пчел. Они называют радиосигналы главной причиной «синдрома разрушения колоний». Однако данный факт не находит прямого подтверждения.
Скорее всего, сокращение популяции пчел происходит в связи с действием определенной комбинации негативных факторов. Необходимы серьезные исследования, в том числе и статистическими методами, которые помогут разобраться в причинах этого бедствия.
Статистика показывает, что в большинстве случаев фактором, запускающим механизм повреждения пчелиной семьи, остается химическая обработка полей. Общая статистика зимовки пчел в Канаде, которая основывается на выборочных исследованиях, показала, что холодный сезон 2013/2014 г. не пережили 25 % пчелиных семей страны.
Манитоба, согласно этой выборочной оценке, имеет средние показатели: 24 %. Однако во всей Канаде эти показатели варьируются. Самые большие потери — в Онтарио. В этой южной провинции зиму не пережили 58 % пчел.
Согласно последним исследованиям, за большинством этих смертей стоят используемые канадскими фермерами инсектициды, а именно — неоникотиноиды. Для того чтобы снизить угрозу для пчел, на территории провинции планируется ввести «План действий по защите опылителей» (Pollinator Health Action Plan).
План, в частности, предполагает снижение площадей посадок кукурузы и сои, которые обрабатываются инсектицидами неоникотиноидной группы, на 80 % — в срок до 2017 года. Как ожидают специалисты, эти мероприятия позволят вернуться к тем показателями зимней смертности пчел, которая существовала до начала применения неоникотиноидов — до 15 % к 2020 году.
Подготовка к введению Плана уже начата, и если он будет одобрен Правительством Онтарио, его реализация начнется в июле 2015 года. Фермеры Онтарио негодуют, потому что реализация плана поставит их в невыгодное положение по сравнению с фермерами других регионов Канады и штатов США. Но возникшую проблему власти уже ставят на уровень с экологической катастрофой, поэтому фермерские протесты, скорее всего, останутся безрезультатными.
Елена Нейра
