Тенденции рынка и направления деятельности Национального союза кролиководов

В рамках агропромышленной выставки «Золотая осень 2013» на ВВЦ состоялась 1-ая международная конференции по кролиководству. Приводим здесь фрагмент выступления Алексея Юрьевича Емельянова, президента «Национального союза кролиководов».

Рынок мяса кроликов

В настоящее время импорт мяса кролика составляет 30-35% от потребления всех видов мяса. Этот статистика Росстата. А с принятой доктриной продовольственной безопасности сейчас поставлена задача снижения доли импорта до 15%. Для этого необходимо в  сжатые сроки нарастить производство мяса в РФ на 1,8 млн т от текущего уровня производства.

Это можно сделать и с помощью отрасли кролиководства, развивая его как альтернативное животноводство. Особенно сейчас, когда участились случаи АЧС и других заболеваний, многие регионы рассматривают кролиководство именно как альтернативу разведению свиней и крупного рогатого скота. Конечно, мясо кролика не заменит ни свинину, ни говядину. Но, с другой стороны, есть определенные сегменты, ниша, которая на сегодняшний день свободна и которая может активно развиваться.

белый кролик

Потребление крольчатины на душу населения в России и странах Евросоюза катастрофически разнится. Так, в среднем, в Евросоюзе доля потребления в пересчете на мясо –  90 кг на человека в год, из них мяса кролика в среднем 2 кг. В Италии показатель этот еще выше – около 4 кг на душу населения. В России потребление порядка 60-70 кг, из них мясо кролика всего лишь 90 гр на человека. Разница очень существенная. Для того чтобы нам в ближайшее время приблизиться и достичь 2 кг в год, которые потребляют в Европе, в России нужно производить около 300 тыс тонн мяса кролика. Хотя  потребление наше составляет всего лишь 10-20 тыс т. Производство составляет еще меньше – около 15 тыс т.

Лидером производства мяса кролика является Китай. На сегодняшний день он производит около 660 тыс тонн  в год. Италия, Франция, Испания – тоже лидеры в производстве крольчатины. Россия производит всего лишь 15 тыс т. Отставание в разы. Это говорит о том, что рынок мяса  кролика только формируется. Он довольно свободный. Есть очень много проблем,  он находится в периоде становления, но, в то же время достаточно перспективен. Как для  производителей, так и для потребителей. Поскольку мясо кролика – это диетический продукт.

При условии стабильных поставок и постоянного присутствия качественного мяса кролика на рынке, продажи могут увеличиться в 5 раз в ближайшее время.

Согласно опросу, проведенному среди основных сетевых магазинов России, было установлено, что основной причиной недовольства сетей является отсутствие стабильных поставок отечественного мяса кролика. Небольшие фермерские хозяйства – это небольшие объемы, которые не могут обеспечить потребностей крупных сетевых магазинов. Сейчас у нас появились довольно крупные хозяйства, по сравнению с теми, что были раньше. И они развиваются активно. Я надеюсь, что у них есть хорошие перспективы. Рост рынка мяса кролика возможен до 30-50% ежегодно.

Сегодня на рынке наблюдается дефицит именно охлажденного мяса кролика.  Замороженное завозится из разных стран, а охлажденное мясо практически невозможно ввезти из-за  границы или ввезти, но в небольших количествах.

Прирост производства охлажденного мяса кролика именно российских компаний за последние2-3 года составил 50-100%. Прогноз возможного увеличения рынка, по данным экспертов магазинов, которые занимаются закупками мяса кролика, при оптимистическом раскладе на 70% в год, при пессимистическом сценарии 20-30%.

Развитие кролиководства

Одним из инструментов решения задачи, поставленной доктриной продовольственной безопасности, может стать кролиководство. Как мы видим развитие кролиководства?

1. Принятия ведомственной целевой программы поддержки кролиководства;

Вы знаете, что в некоторых регионах она уже принята, но мы сегодня будем представлять проект федеральной программы кролиководства на обсуждение. До конца года мы планируем направить его в Минсельхоз для прохождения процедуры согласования и утверждения. Программа рассчитана на период 2014-2020 год в рамках государственной программы развития сельского хозяйства.

2. Отработка активных единых проектов кролиководческих хозяйств и проверка их эффективности на пилотных проектах;

Сейчас уже такие проекты есть и в Татарстане, в Костромской области, в Ростовской области. Эти проекты уже отработаны и имеют возможность предложить комплексные решения по интенсивному промышленному кролиководству. Можно будет брать их за основу. Для того чтобы в дальнейшем возможно было инвестировать средства в увеличения производства мяса кролика.

два серых кролика

3. Продвижение продукции хозяйств в сети социального питания, школы, дошкольные детские учреждения, больницы и т.д.

Ни для кого не секрет, что мясо кролика – это диетическое мясо. Проблема в том, что у нас нет культуры потребления мяса кролика. И одним из пунктов программы развития кролиководства мы бы хотели видеть средства государства, позволяющие вести просветительскую деятельность, рекламную деятельность и  прививать правильную культуру потребления мяса кролика. Это позволит увеличить потребление и даст возможность предложить новую продукцию.

Производство крольчатины: выгодно ли это?

Преимущества кролиководства перед другими отраслями очевидны.  Средний срок окупаемости инвестиций в кролиководство по сравнению с другими видами животноводства очевиден. Высокая экономическая эффективность связана еще и с тем, что возможно в короткие сроки нарастить объемы производства.

кролик фландр

Для реализации единой концепции кролиководства мы предлагаем  следующие решения:

На сегодняшний день в России применяются устаревшие технологии. Не везде, безусловно, но в целом, если мы говорим о небольших хозяйствах с небольшим поголовьем. Это либо большие ЛПХ, либо небольшие фермерские хозяйства. Единая концепция позволит использовать единый адаптированный проект-стандарт, для того, чтобы можно было подготовить специалистов с учетом современных технологий. Возможно даже в каком-то едином учебном центре.

Производство крольчатины в России – в основном малый бизнес, не имеющий возможность финансировать в развитие  за счет банковских кредитов. На наш взгляд, установление кооперационных связей между производителями и создание единой сети кролиководческих хозяйств будет способствовать более легкому доступу к транспортным ресурсам и развитии территории.

Крупное хозяйство может по кооперации давать на откорм кроликов, обеспечивать кормами, ветеринарными препаратами, давать небольшим хозяйствам консультации, а потом забирать продукцию себе на убой. Такие кооперационные связи, на наш взгляд, будут способствовать развитию сельских территорий, что немаловажно в нынешней ситуации.

О пуховом кролиководстве читайте здесь

©