🔹

В Минсельхозе, где уже прошло первое обсуждение документа, отметили, что «проект программы содержит рациональные предложения по совершенствованию племенного животноводства, но ряд вопросов требует дальнейших обсуждений». The DairyNews получило первые отзывы на опубликованный в открытом доступе документ и видения участников отрасли ситуации с развитием племенного животноводства.

Отметим, что проект документа, подготовленный на базе Союзмолоко имеет несколько указанных «основных» целей: увеличение продуктивности выпуска и повышение качества племенной продукции, повышение уровня самообеспеченности отечественным племенным материалом для обеспечения продовольственной безопасности страны, интеграция РФ в международную систему племенной работы и повышение конкурентоспособности отечественной племенной продукции на зарубежных рынках.

Разработчики отмечают, что «в 2015 году на рынке отечественного сырого молока наблюдался дефицит в размере 7,2 млн т., что обусловлено недостаточным уровнем внутреннего производства сырого молока в РФ. На текущий момент дефицит покрывается импортом, доля которого в общем потреблении сырого молока в 2015 г.составила 26%. Прогнозируется увеличение потребления сырого молока в РФ на 20% к 2025 г., что потребует дополнительного увеличения объемов производства отечественного сырого молока». Отсутствие достаточного предложения с высокими качественными характеристиками со стороны отечественных производителей приводит к зависимости молочной отрасли РФ от импортных поставщиков, делают вывод авторы документа.

По их мнению добиться увеличения объема производства сырого молока возможно двумя способами: экстенсивным и интенсивным.

По словам директора Центра Изучения Молочного Рынка (ЦИМР) Михаила Мищенко, «программа должна быть сбалансирована не только по интенсивному пути, но и экстенсивному».
«В программе представлена схема под названием „Пути увеличения производства молока“, которая предусматривает первый путь „Увеличение пожизненной продуктивности“ (интенсивный путь) и второе — „Увеличение численности скота“ (экстенсивный путь), на первом пути стоит „галочка“, на втором „крестик“. В экстенсивном пути предусмотрен рост среднего размера стада и рост числа хозяйств. В интенсивном „правильном пути“ повышается уровень развития ветеринарии, улучшается уровень содержания, улучшается генетический потенциал КРС. У меня вопрос: почему увеличение числа хозяйств и рост поголовья невозможно совместить с увеличением генетического потенциала? Второй важный момент. В ключевых показателях эффективности Программы разработчики документа оценивают в 2015 году общую численность поголовья молочного КРС как 7,3 млн. голов, а в 2025 году — 5,3 млн. голов. Что хотят участники Союзмолоко, участвовавшие в производстве данного документа? Мне кажется, они хотят сделать закрытый клуб производителей молока», — рассуждает аналитик. — «В нашей стране огромное количество не возделываемых земель и молочное скотоводство в большинстве регионов России является единственной возможностью использования этих земель. Инструменты, предложенные программой понятны, но вся философия и целевые показатели в корне неверны. Нам нужно больше поголовье скота», — подчеркивает Михаил Мищенко.

По словам Владимир Лабинова, эксперта молочного рынка «племенное скотоводство должно базироваться на централизованной идентификации».

«Кто владеет этой централизацией, — союзы, ассоциации, Минсельхоз, — вопрос вторичный. Понятно, что идентификация требует закрепления на законодательном уровне, сегодня этого нет. В том, что это будет осуществляться на добровольной основе (как давно сделано в кинологии), я сомневаюсь, потому что, к сожалению, все пришедшие на молочный рынок игроки, которые добились завидных показателей в продуктивности, они были, есть и долгое время будут оставаться „фабриками по производству молока“. Т. е. купить за рубежом поголовье и стать племенным заводом — это не одно и тоже. Они до сих пор зарабатывают на продаже молока, а не на реализации племенной продукции. В такой ситуации утопично рассчитывать, что они все вместе создадут саморегулируемую организацию, которая в рамках самой себя создаст систему централизованного учета. Я в такую перспективу не очень верю. Без законодательного закрепления процесс будет долго буксовать. Сегодня законодательно определена племподдержка (выделение бюджетных средств на компенсацию содержания маточного поголовья) хозяйствам, имеющим племстатус. И сегодня задача всех новых игроков немедленно этот статус получить, только для того, чтобы рассчитывать на племподдержку. В принципе, вся драка идет вокруг денег, а не вокруг дела», — высказывает мнение Владимир Лабинов.

Отметим, что Союзмолоко не предоставило оперативного комментария по представленному проекту программы, однако ранее в эфире радиостанции «ВЕСТИ ФМ» исполнительный директор объединения Артем Белов заявил: «Прирост производства обеспечивается прежде всего за счёт улучшения продуктивных качеств животных. Средняя продуктивность на развитых рынках у молочных коров может достигать 10–12 тонн на голову в год. Это в два раза превосходит показатели, которые есть в России. Добиться этого можно прежде всего за счёт эффективной работы в генетике, организации этого процесса».

Главная задача, продолжает Артём Белов, — перейти на свой «племенной материал», который даёт больше молока, но не в ущерб его качеству: «Не будет коров с двумя выменами, не будем скрещивать корову с носорогом. Просто меняется система организации работы. Во всём мире очень большую роль в племенном деле играют породные ассоциации. Например, голштины — это традиционно молокоёмкие животные. Они дают очень много продукции, но при этом чуть более низкие показатели. Есть разные породы, но в целом на потребителя это вообще никак не повлияет. Здесь вопрос, скорее, развития сырьевого сектора. Потребитель в принципе этих изменений не заметит».

Напомним, на реализацию мероприятий программы по оценкам разработчиков понадобится 61,7 млрд. рублей.

Источник: http://www.dairynews.ru/

Оригинал статьи на AgroXXI.ru