🔹

Как изменились российский ритейл и жизнь россиян за эти шесть месяцев, а также кто на самом деле пострадал, а кто выиграл от санкций и контрсанкций, попробуем разобраться.

Август 2014

С 7 августа 2014 правительством РФ был запрещен ввоз в Россию ряда продуктов из стран Евросоюза, Австралии, Норвегии, США и Канады. Это стало ответом на санкции Запада относительно некоторых юридических и физических лиц из России. Поэтому продуктовое эмбарго получило название антисанкций (контрсанкций).

Реакция Запада последовала незамедлительно. Меньше всего контрсанкции обеспокоили США. Замминистра по финансовой разведке Дэвид Коэн в интервью Reuters сообщил, что, по его мнению, на американскую экономику эмбарго окажет «незначительное воздействие». В то же время представители Евросоюза выразили серьезную обеспокоенность ограничением импорта в РФ.

Директор торговой палаты Бельгии и Люксембурга Аркадий Арьянофф предположил, до конца 2014 года Бельгия потеряет на взаимных санкциях порядка 2 млрд евро. С ним согласился министр финансов Швеции Андерс Борг. «Санкции ударят по бизнесу и финансовой системе Швеции и Европы» — цитирует его слова «Интерфакс». А министр сельского хозяйства ФРГ Кристиан Шмидт посчитал, что от запрета пострадают не только европейцы, но и граждане России.

Аналитики оценили годовой импорт «санкционных» товаров в 9,1 млрд долларов. Из них на страны Еврозоны пришлось 6,5 млрд долларов, 1,2 млрд долларов — на Норвегию, 843 млн долларов — на США, 373,6 и 182 млн долларов на Канаду и Австралию соответственно.

Сентябрь 2014

Цены в российских продуктовых магазинах резко взлетели вверх едва ли не сразу после введения контрсанкций. К началу сентября на горячую линию Федеральной антимонопольной службы поступили сотни жалоб о завышении цен на продукты. Большинство претензий потребителей касалось стоимости мяса, рыбы, птицы и молочной продукции.

Пока власти уверяли, что это временный эффект, и серьезного роста цен ожидать не стоит, свой прогноз относительно будущего ритейла озвучил Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group в интервью изданию «Секрет Фирмы»: «Большинство россиян восприняли введение продовольственных санкций с воодушевлением. Обойдутся, мол, буржуи-москвичи без хамона и пармезана. Я не знаю ни одной товарной категории, в которой санкции не обернулись бы ростом цен. К концу года мы получим реальную инфляцию 15-20 %, не меньше. Ударит скачок цен вовсе не по обеспеченным любителям хамона, а как раз по тем, кто сейчас радуется нашим геополитическим успехам».

Октябрь 2014

В октябре появились первые данные по снижению объемов импорта и росту цен на товарные категории, больше всего пострадавшие от санкций.

Импорт молочных продуктов сократился на 69,4 % до 48,9 млн долларов. Больше всего снизились поставки сыра и творога (89,07 %), сливок и молока (56,86 %). Сокращение импорта мясных продуктов составило 19,7 % по сравнению с октябрем 2013 года. В большей степени это коснулось свинины (47,26 %). Овощи и фрукты: импорт первой категории снизился на 50,6 % до 33,8 млн долларов, второй категории — на 21 % до 293,5 млн долларов. В лидерах по снижению импорта в этой категории — листовой салат (57,74 %). Импорт рыбы и морепродуктов в сумме снизился на 27,7 % до 443,4 млн долларов. Больше всего это коснулось охлажденной рыбы (67,03 %).

Что касается цен по категориям — среди молочной продукции больше всего подорожали сыры, +5,35 %, до 360,69 рублей за килограмм. Среди мясной продукции в лидерах курица, +8,81 %, до 135,09 рублей за килограмм. В овощах — огурцы выросли в цене на целых 55,26 %, до 84,23 рублей за килограмм. Мороженая рыба, прибавив 3,48 %, подорожала до 103,15 рублей.

Ноябрь 2014

Спустя 3 месяца, эксперты Института стратегического анализа ФБК обнародовали первые данные по убыткам РФ от продовольственного эмбарго. Согласно их подсчетам, контрсанкции обошлись россиянам в 44,7 млрд рублей.

Эмбарго привело к снижению предложения товаров, и, как следствие, ускорению инфляции и резкому росту цен. «Экономическая цена контрсанкций оценивалась как дополнительный объем расходов домохозяйств на продовольственные товары, импорт которых был запрещен» — комментируют представители ФБК. В результате товары, попавшие под запрет, сумма которых могла составить 2729 рублей на человека в месяц, после введения эмбарго выросли в цене до 2813 рублей. Это значит, что каждый россиянин ежемесячно стал платить на 84 рубля больше.

Декабрь 2014

В декабре были подведены итоги относительно сокращения импорта и роста цен в России. На конец 2014 года импорт товаров в РФ из стран «черного списка» снизился на 8,2 % и составил 253,8 млрд долларов.

Инфляция 2014 года в России достигла двузначных показателей — впервые с 2008 года. По официальным данным Росстата потребительские цены за год выросли на 11,4 %, вопреки прогнозу Минэкономразвития, который ожидал годовую инфляцию на уровне 4,5 % — 5,5 %. Только за декабрь 2014 рост составил 2,6 %, а на продовольственные товары — 3,3 %.

Также Росстат предоставил информацию о продуктах, которые в декабре подорожали сильнее всего. Это белокочанная капуста — на 31,7 %, огурцы — на 28,1 %, гречневая крупа — на 22,4 %, яйца — на 14,5 % и сахар-песок — на 14,3 %. В результате стоимость минимального продуктового набора на месяц к концу декабря составила 3297,9 руб. в среднем по России. Это на 5,1 % больше, чем в ноябре. В целом за год стоимость минимального набора продуктов выросла на 15,3 %. Основные причины роста цен — эмбарго на ввоз импортных продуктов и резкая девальвация рубля.

Подорожание продуктов привело к тому, что 19 % россиян стали экономить на еде. Два года таких людей было в 2 раза меньше. Одновременно более чем вдвое снизилось количество респондентов, которые считают свой доход достаточным, чтобы ни в чем себя не ограничивать — с 15 % в 2012 году до 7 % в 2014 (данные Ромир)

Январь 2015

В январе 2015 года Евросоюз официально признал, что российское эмбарго ударило по его экономике. Еврокомиссар по сельскому хозяйству Фил Хоган: «Три сектора сельскохозяйственного рынка продолжают страдать в результате продовольственного эмбарго РФ: овощей и фруктов, молочной продукции и свинины. Меры поддержки не всегда решают проблемы».

В это же время в России цены продолжали активно расти. Инфляция в январе достигла рекордных с 1999 года показателей. Розничные цены за месяц выросли на 4 %, а на продукты питания — на 5,7 %. Стоимость минимальной продуктовой корзины выросла на 8,3 % в среднем по стране и составила 3592,5 руб. При этом, в Москве минимальный продуктовый набор обошелся в 4307,2 рублей, в Санкт-Петербурге — в 4241,3 рублей.

Февраль 2015

В феврале стало понятно, что ожидать скорого выхода из кризиса не стоит. По прогнозам аналитиков, в наступившем году ритейлеры столкнутся со снижением объема покупок, а потребители — с ростом розничных цен. Кроме того, велика вероятность временного дефицита товаров из попавших под запрет категорий.

Ведущий аналитик РБК.research Анна Синявская: «Импортозамещение займет весьма длительное время, в течение которого продолжится рост цен. Кроме того, мощности российских производителей не рассчитаны на столь быстрое увеличение объемов производства, потребуются инвестиции со стороны государства, а также введение налоговых льгот для производителей. Трудно предсказать, каким будет рынок к моменту отмены эмбарго, и будет ли оно отменено в августе 2015 года».

Согласно исследованиям Synovate Comcon, россияне уже начали экономить на всем и запасаться продуктами впрок. Кризис беспокоит 80 % экономически активного населения — это на 8 % больше, чем в декабре. Больше половины опрошенных подтвердили, что сокращают свои расходы, а 23 % признались, что закупают продукты питания, бытовую химию и лекарства про запас, опасаясь дальнейшего роста цен.

Проследив хронику событий, вывод напрашивается один: торговая война привела к серьезным потерям с обеих сторон. У европейцев страдает малый бизнес, у россиян — граждане страны, особенно с доходами ниже среднего. Очевидно, что от взаимных санкций не выиграли ни Россия, ни Запад. Остается лишь надеяться, что большое торговое противостояние стран прекратится в ближайшем будущем.

Источник: new-retail.ru

Оценила последствия эмбарго Алёна Яркова

Инфографика Дмитрия Шевчука

Оригинал статьи на AgroXXI.ru