🔹

Увеличение финансирования в связи с программой импортозамещения может дать толчок к аналогичному преобразованию в некоторых наиболее застойных секторах российского сельского хозяйства, таких как производство говядины и молока. В краткосрочной перспективе повышенное субсидирование сельскохозяйственной отрасли может оказать негативное влияние на экономику в целом. Однако положительный эффект от ожидаемой модернизации некоторых отраслей на горизонте 5-10 лет может превысить краткосрочные потери.

Таможенные меры и финансовая поддержка

С 5 августа 2014 года и до конца 2017 года в России действует запрет на импорт практически всей мясной и молочной продукции, а также фруктов и овощей, рыбы и морепродуктов, орехов и некоторых переработанных пищевых продуктов из США, Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии. Помимо оказания непосредственного влияния на эти страны, санкции также являются важным фактором для российского рынка продовольственных товаров.

Падение продуктового импорта в 2015 году было значительным и в большинстве сегментов достигло 20%-40%, однако импорт непродовольственных товаров снижался схожими темпами. Это позволяет предположить, что существенная часть сокращения импорта продовольственных товаров объясняется ослаблением рубля и снижением доходов населения.

Доля импорта в потреблении, 2013 г.

Подразделение по пищевым продуктам и рынкам, 2014 г. За правительственным запретом на импорт продовольствия последовало введение мер по дополнительному финансированию для отечественных производителей сельхозпродукции. Новые меры поддержки, объявленные в декабре 2014 года, вошли в отредактированную "Государственную программу развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы". Приток инвестиций, при условии его эффективного использования, даст возможность запустить серьезные изменения в производстве сельхозпродукции.

Точка роста

После введения продуктового эмбарго общий объем финансовой поддержки сельского хозяйства увеличился более чем на треть с 1,5 трлн рублей до 2,2 трлн рублей, при этом большая часть дополнительных средств была предварительно выделена на период 2016-2020 гг.

Данные мероприятия имеют существенное значение для сектора, где после 2010 года скорректированное на инфляцию финансирование оставалось на одном и том же уровне, позволяя сохранять среднюю прибыльность сельхозпроизводителей положительной, но не обеспечивая каких-либо значительных изменений.

В рамках новой инициативы помощь российскому с/х сектору, который составил в 2015 году 3,4% от ВВП, выросла с 0,8% до 1% ВВП. При этом, на наш взгляд, даже такое увеличение финансирования является достаточным для стимулирования серьезных перемен в российском сельском хозяйстве, которые в перспективе сделают его самодостаточным и позволят преодолеть отставание от США и ЕС в нескольких сегментах сектора.

Главным примером подобного преобразования является птицеводство. С 1995 года производство птицы выросло почти в 10 раз для удовлетворения аппетита россиян к наиболее популярному c недавних пор мясу. Сегодня свыше 90% птицы выращивают, обрабатывают, упаковывают и продают интегрированные отечественные производители, которые способны конкурировать на мировом уровне.

Свиноводство стало следующей историей успеха. За последние 10 лет здесь были достигнуты результаты, которые еще в 2006 году казались немыслимыми, так как в то время сектор пребывал в упадке после двух десятилетий нехватки финансирования. Сегодня высоко консолидированные, современные и эффективные производители свинины способны конкурировать с европейским производством в плане показателей прироста массы и экономической отдачи от откармливаемого поголовья. Благодаря насыщению внутреннего рынка возможность экспорта свиной продукции может стать реальностью.

Перспективные отрасли

Мы полагаем, что далее технологическое отставание от рынков ЕС и США будет преодолеваться в сфере производства молока и говядины, где можно ожидать ускорение темпов роста в ближайшие несколько лет.

Источник: http://www.finam.ru/

Оригинал статьи на AgroXXI.ru