🔹

Компания Future Cow, основанная в 2023 году, стремится преобразовать рынок молочных продуктов, используя точную ферментацию - процесс, сочетающий в себе высокие технологии, устойчивость и эффективность производства, пишет Розели Андрион в статье, опубликованной Исследовательским фондом Сан-Паулу (FAPESP).

«Наша миссия - производить молоко без коровы. Точная ферментация — это технология, похожая на ту, что используется при производстве пива или вина», - говорит Леонардо Виейра, соучредитель и генеральный директор компании. 

Предприниматель объясняет, что технология включает в себя идентификацию генетической последовательности в ДНК животного, которая обеспечивает инструкции для производства молочного белка. Затем последовательность копируется и кодируется в хозяине, которым может быть гриб, дрожжи или бактерия. Затем хозяин размножается в ферментационном резервуаре с источником калорий для питания. В результате получается жидкость, которая после фильтрации и высушивания преобразуется в изначально запрограммированные молочные белки.

«Эти белки служат ингредиентами для пищевой и молочной промышленности , где продукт можно рекомбинировать для создания различных производных», - объясняет он.

Foodtech будет использовать дрожжи в качестве хозяев для первоначального производства казеина и сывороточного белка, двух основных белков, содержащихся в молоке. Казеин широко используется в производстве сыра и йогурта, в то время как сыворотка богата белком и высоко ценится на рынке пищевых добавок.

В молоке есть и другие белки, каждый из которых имеет свое определенное применение.

«Одним из них является лактоферрин, который крайне сложно производить традиционными методами. Чтобы получить всего один килограмм этого ингредиента, нужно 10 000 литров молока», - говорит Виейра. 

Future Cow начала работать в технологическом парке Supera в Рибейран-Прету, штат Сан-Паулу. Там она произвела первые граммы молочного белка с помощью точной ферментации. Затем ее выбрали для участия в программе ускорения DeepTech (PACE) Бразильского центра исследований в области энергетики и материалов (CNPEM) в Кампинасе.

В настоящее время проводится тестирование масштабирования процесса, что является критически важным этапом для биотехнологических компаний.

«Девяносто пять процентов биотехнологий терпят неудачу, когда они покидают лабораторную среду и переходят на пилотный завод или в другую соответствующую среду, - отмечает Виейра. - Мы очень оптимистично настроены и с поддержкой CNPEM и имеющейся инфраструктуры достигнем масштабирования, необходимого для следующего этапа».

Стартап не намерен полностью заменить животное молоко, скорее, он хочет создать дополнительные решения для отрасли.

«Когда только начиналась прецизионная ферментация, все было либо черным, либо белым: продукт был либо животного происхождения, либо нет. Теперь мы видим больше гибридных моделей», - замечает Виейра.

По словам Виейры, руководители крупных молочных заводов утверждают, что уже закупают все доступное на рынке молоко. «Они не могут увеличить производство на 20% или 30% только с традиционным сырьем, - говорит он. - Если они смогут смешать наши ингредиенты с животным продуктом, чтобы создать гибридный продукт и увеличить масштаб, это будет существенным выигрышем», — говорит он.

Другим важным аспектом является программа декарбонизации крупных компаний.

«Даже если прецизионная ферментация не полностью заменит животное молоко, сокращение углеродного следа крупных корпораций в пищевом секторе на 10% или 20% уже будет представлять собой значительное воздействие на окружающую среду», - продолжает Виейра.

Сектор альтернативных белков, производимых методом прецизионной ферментации, все еще находится на ранней стадии развития, но стартапы, специализирующиеся в этом сегменте, уже появляются по всему миру.

«Каждый из них следует своему технологическому пути. Существуют различия в типе хозяина (гриб, дрожжи или бактерия) и целевых белках», - говорит Виейра.

Предприниматель отмечает, что Бразилия находится в привилегированном стратегическом положении, позволяющем ей лидировать на мировом рынке.

«Бразилия имеет изобилие воды, сахара и возобновляемой энергии, которые являются тремя основными ресурсами для ферментации. Это уникальная возможность для страны, - отмечает он. - Благодаря этим характеристикам Бразилия может занять лидирующее положение в стратегической отрасли для будущего мировой продовольственной отрасли».

Технический и экономический анализ Future Cow показывает, что производство молочных белков в масштабе 300 000 литров будет менее затратным, чем традиционные методы производства. Он указывает, что когда точная ферментация достигнет промышленных масштабов с более низкими затратами, это изменит рынок: «Если Бразилия сосредоточится только на традиционном сельском хозяйстве в этот момент, мы останемся позади».

Исследователь приводит в пример Новую Зеландию. Страна имеет схожие с Бразилией характеристики, а значительная часть ее валового внутреннего продукта (ВВП) приходится на экспорт молока.

«Они уже поняли, что сектор изменится, и стараются не остаться позади, - комментирует он. - Я пытаюсь предупредить бразильские власти об этом потенциале».

У Future Cow уже есть функциональная линия, и теперь стоит задача увеличить продуктивность.

«Чем больше штамм производит, тем больше падает цена за единицу. Поэтому мы оптимизируем процессы ферментации», - утверждает Виейра. Ожидается, что продукт будет готов и доступен для продажи к концу 2026 года.

Поскольку продукт является ингредиентом, компания не будет продавать его напрямую конечному потребителю, а будет выступать поставщиком для пищевой промышленности. Такой подход может облегчить выход стартапа на рынок.

Виейра поясняет: «Наш продукт в качестве ингредиента может быть включен в существующие продукты, не сталкиваясь с высоким барьером для входа».

Первоначально стартап будет продавать уже разработанные белки, а затем расширит ассортимент и на другие разновидности. «Только после первой коммерциализации мы начнем разрабатывать другие белки», - говорит предприниматель.

Компания готовится принять участие в выставке инноваций VivaTech, которая пройдет в Париже (Франция) с 11 по 14 июня.

«Эта технология уже существует в других странах, и в VivaTech мы сможем показать, что она есть и в Бразилии, - говорит Виейра. - Мы хотим привлечь инвесторов, которые поймут, что мы можем производить в Бразилии и экспортировать в другие места. Такого рода выход на зарубежные рынки нетипичен для бразильских компаний».

На встрече Future Cow намерена наладить связь с инновационной экосистемой, повысить осведомленность о развитии технологий в Бразилии и привлечь потенциальных корпоративных партнеров. «Мы хотим продемонстрировать, что разрабатываем альтернативные белки, и тем самым привлечь транснациональные корпорации из молочной отрасли в качестве наших клиентов».

Одним из аспектов, который Виейра подчеркивает, является сочетание навыков в Future Cow. Хотя он привносит опыт в бизнес и предпринимательство, его партнерша Розана Голдбек имеет докторскую степень в области пищевой инженерии в Государственном университете Кампинаса (UNICAMP) и уже изучала выращивание мясного скота в Бразилии.

Он говорит: «Это сочетание является важным отличием, поскольку оно объединяет человека, который понимает бизнес, и человека, который понимает технологии. Бразилия производит много науки, имеет много научных статей, но большинство из них не становятся бизнесом, - сетует он. - Необходимо больше связей между академической средой и предпринимательством в Бразилии».

Источник: FAPESP. Автор: Розели Андрион. Фото: Future Cow.

Оригинал статьи на AgroXXI.ru