Иногда работу агронома можно сравнить с настоящим расследованием, хотя почему сравнить, во многих случаях логическое мышление специалистов по растениеводству не хуже, чем у легендарного мистера Холмса с Бейкер-Стрит
«На третьей неделе мая прошлого года мне позвонил Марк, который возделывает сельхозкультуры, такие как горох, чечевица, рапс, пшеница и ячмень на площади в 6 000 акров в Альте. – Рассказывает Карли Треливен, которая работает агрономом в Richardson Pioneer Ltd. - Марк был обеспокоен урожаем гороха после того, как обнаружил, что некоторые участки горохового поля остались без всходов.
Когда я исследовала проблемное поле, то обнаружила случайно разбросанные оголенные места земли, окруженные нормальными и здоровыми растениями. «Возможно, я заделал горох слишком глубоко, и поэтому некоторые из них не выходят из-под земли», - сказал Марк.
Глубина посева была всего лишь одним из факторов, на которые нам нужно было обратить внимание, чтобы диагностировать причину.
Мы начали раскапывать почву на проблемных участках и нашли семена гороха, которые проросли от одного до пяти раз! В то время как здоровый горох обычно дает только один росток. Почему же горошины повели себя таким странным образом?
В тот вегетационный период влажность почвы в полях была достаточной для прорастания. Марк предпочел сеять семена гороха, обработанные фунгицидом.
Поскольку Марк был обеспокоен тем, что он заделал семена слишком глубоко, мы вырыли нормально развивающиеся растения в незатронутых районах и сравнили их с глубиной посева горошин с многочисленными побегами, которые еще не появились на обнаженных участках пораженного поля.
Все образцы пораженных и незатронутых растений / семян были посеяны на одной и той же глубине на обоих полях. Таким образом, глубина заделки не являлась причиной. Мы также исключили проблемы с сеялками, поскольку настройки сеялки были правильными и оборудование работало должным образом.
Токсичность удобрений тоже была исключена, так как его не вносили непосредственно в рядки.
Осталось проверить вредителей. Мы рыли почву пораженного поля более часа в поисках насекомых, которые могут нанести ущерб культуре гороха, но не нашли ни совки, ни других вредных насекомых. Пробовали искать норы сусликов – не нашли и сусликов.
Что же, наконец, позволило пролить свет на эту ситуацию? В разговоре с Марком мы выяснили, откуда он взял семена гороха. Он рассказал, что посеял весной две разновидности гороха – по одной в каждом поле.
Оба сорта были собраны – причем, в разное время, и затем часть урожая использована для посадки весной. И тут у меня возникло подозрение на травму семян.
Итак, Марк посадил два сорта гороха. Один урожай он собрал вовремя – при правильном содержании влаги в семенах, а со вторым припоздал, горох остался в поле слишком долго и содержание влаги в семенах было слишком низким. В результате, эти горошины оказались пересушенными, и, когда их собирали некоторые треснули. Затем поврежденный горох дополнительно получил травмы при прохождении через шнек и, возможно, был травмирован при посадке весной. Таким образом, семена получили механические повреждения, которые и заставили их дать несколько ростков, чтобы выжил сильнейший побег.
Этот случай заставил Марка более ответственно подходить к срокам уборки гороха, соблюдая правильную влажность семян, и перемещать/обрабатывать горох более бережно.»
(Источник: www.grainews.ca. Автор текста и фото: Карли Треливен).