Новые тенденции в растениеводстве Китая могут отозваться на мировом рынке пшеницы
Присутствие Китая на мировом рынке пшеницы можно сравнить с помещенным в квартиру слоном: даже если он ведет себя тихо, слон занимает слишком много места, а последствия его действий являются совершенно непредсказуемыми. Несмотря на то, что Китай является крупнейшим производителем и потребителем пшеницы в мире, эта страна играет малозаметную роль на мировом зерновом рынке. При этом любое изменение устоявшейся структуры сельскохозяйственного производства в Китае может серьезно повлиять на соотношение спроса и предложения на мировом рынке. По информации, поступающей из Китая, в стране наблюдается рост конкуренции сельскохозяйственных культур за свободные посевные площади. В этой связи возникает вопрос: какое влияние на мировой пшеничный рынок смогут оказать новые тенденции в производстве сельскохозяйственных культур в Китае?
Как и в других странах мира, включая США, кукуруза играет заметную роль в китайском растениеводстве. По данным МСХ США, в 1997/1988 маркетинговом году потребление кукурузы в Китае превысило потребление пшеницы, а в 2004/2005 маркетинговом году — превзошло потребление риса. За последние 10 лет потребление кукурузы в Китае увеличилось на 57%, в то время как рост потребления пшеницы и риса составил, соответственно, 17 и 8%.
МСХ США сообщает, что, по сравнению с 2003/2004 маркетинговым годом площадь сева кукурузы в Китае увеличилась на 43% в 2012/2013 маркетинговом году и составила 34,3 млн га. За этот период площадь сева пшеницы увеличилась лишь на 10%, составив 24,3 млн га. За последние 7 лет площадь сева пшеницы в Китае практически не прирастала. Пик ее сева пришелся на начало 90-х годов прошлого века, когда под пшеницу было отведено более 30 млн га.
Подобные темпы увеличения площади сева кукурузы в Китае всерьез беспокоят тех, кто считает, что эта практика осуществляется в ущерб остальным сельскохозяйственным культурам. За последние 10 лет в Китае возросла площадь обмолота всех полевых культур. Поэтому нельзя сказать, что наращивание площадей сева кукурузы шло за счет земельных угодий, отводимых для выращивания прочих сельскохозяйственных культур. Вместе с тем, необходимо отметить, что часть этого прироста была обеспечена за счет того, что Китай практикует выращивание двух культур в год в одном культуробороте без вовлечения в сельхозоборот дополнительных пахотных площадей. Сегодня процесс урбанизации Китая несет потенциальную угрозу традиционному сельскохозяйственному земледелию, и, в будущем, он может стать серьезным фактором, определяющим исход конкуренции сельскохозяйственных культур за свободные площади. Поскольку количество земель, пригодных для ведения сельского хозяйства, является небезграничным, можно предположить, что в будущем наращивание производства одной из культур будет осуществляться в ущерб производству других.
За последние 3 года за счет сокращения производства сои в Китае удалось высвободить более 2 млн га посевных площадей. Свои внутренние потребности в сое Китай предпочитает удовлетворять за счет импорта. В 2012/2013 маркетинговом году Китай планирует импортировать 2 млн т пшеницы, 2 млн т кукурузы и 2 млн т риса. В то же время импорт сои может достичь 59,5 млн т. За последние 10 лет на долю Китая пришлось 52% объема мировых продаж сои. Остается вопрос: сможет ли мировой рынок в ближайшие 10 лет удовлетворить растущий спрос на сою со стороны Китая? Если нет, то пойдет ли Китай на увеличение площади сева сои и, как следствие, на сознательное обострение конкуренции за свободные площади?
Отчасти, рост потребления кукурузы и сои в Китае является следствием увеличения так называемого «среднего класса», который по численности уже обогнал население США. С ростом благосостояния в рационе китайцев увеличилась доля мясных продуктов, для производства которых требуется все больше и больше кормов.
Китайское правительство видит одной из своих задач надежное обеспечение населения продовольствием. В этом плане оно проводит политику, направленную на то, чтобы держать под контролем потребительские цены, стимулировать внутреннее производство, формировать резервы продовольственного зерна, включая пшеницу, рис и кукурузу, и гарантировать производителям минимальные закупочные цены на зерно. Для того чтобы обеспечить внутренний спрос на кормовое зерно, правительство Китая разрешило увеличить объем импортируемой сои.
Китайское правительство стремится поддержать на должном уровне производство пшеницы за счет инструментов ценовой политики, благодаря которой за последние 10 лет потребление пшеницы в Китае увеличилось на 17% и составило 122 млн т, вплотную приблизившись к объему потребляемого риса (143 млн т). В 2012/2013 маркетинговом году на продовольственные цели пойдет 82% потребляемой в Китае пшеницы, тогда как соответствующая доля кукурузы не превысит 31%. В силу этого обстоятельства приоритетом правительства этой страны должно стать сохранение посевных площадей и объемов производства пшеницы, а не кукурузы. Но потенциал наращивания производства пшеницы тоже имеет свой предел. Поэтому, при сохранении нынешних темпов роста потребления пшеницы, Китаю рано или поздно придется решать проблему неудовлетворенного спроса.
Кейси Чумрау (Casey Chumrau), маркетинговый аналитик Американской пшеничной ассоциации