... могут сделать документ одним из самых коррупциогенных
На рассмотрение в Госдуму поступил проект закона о внесении поправок в Земельный кодекс Российской Федерации. В пояснительной записке к законопроекту сказано, что его целью является «укрепление института собственности» и «повышение эффективности управления земельными ресурсами». Однако документ предлагает исключить из российского законодательства положения о лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Последствия принятия такого закона могут быть губительными для целой отрасли.
Проект федерального закона № 50654-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» был внесен в Госдуму и разослан для обсуждения в министерства, ведомства, региональные структуры власти, общественные организации. В повестке дня весенней сессии законопроект не значится, значит, скорее всего, он будет рассмотрен в осеннюю сессию.
Документ предусматривает изменение способа определения разрешенного использования земель. В частности, предлагается исключить категорию земель как институт, и определять режим использования земельных участков исходя из зонирования. Вследствие этого из ряда законодательных актов будут изъяты положения о лечебно-оздоровительных местностях и курортах, курортном деле и другие понятия, причем цель этих изменения никак не освещается в пояснительной записке к документу.
Авторы законопроекта – депутаты Андрей Маркин (фракция ЛДПР) и Владимир Парахин (фракция «Справедливая Россия») – предлагают отнести лечебно-оздоровительные местности и курорты к зонам рекреационного назначения, наряду с территориями и объектами, обладающими природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. Но в отличие от зон рекреационного назначения, курорты кроме природных ресурсов включают в себя лечебно-профилактическую сооружения, необходимые для оказания медицинской помощи.
Правоведы бьют тревогу – принятие законопроекта может не только лишить лечебно-оздоровительные местности и курорты устойчивого развития, но и повлечет за собой утрату рекреационно-курортных ресурсов для лечения и реабилитации граждан.
На состоявшемся накануне высокого туристического сезона заседании экспертов Российского союза туриндустрии (РСТ) речь также шла о возможных последствиях принятия поправок к Земельному Кодексу Российской Федерации. Специалисты в один голос говорят о негативных последствиях введения данной новеллы для курортного дела и санаторно-курортной отрасли. И задуматься действительно есть о чем.
Курорты России
В России насчитывается 17 курортов федерального значения. Курортная инфраструктура исторически сложилась благодаря грамотной политике российских властей, начиная с Указа Петра I от 24 апреля 1717 года. Первым был построен курорт Марциальные воды в 1719 году. Через 100 лет, в 1803 году последовал Указ императора Александра I «О признании Кавказских вод целебной местностью государственного значения».
Во все времена курорты имели особый статус и находились под охраной государства. Уникальность российских природных ресурсов подтвердил недавно Генеральный секретарь Всемирной ассоциации водолечения и климатолечения профессор Миланского университета Умберто Солимене. Самый крупный курортный регион России Кавминводы он назвал «исторической и мировой столицей курортов», а говоря об их дальнейшем развитии и сохранении экологии, он подчеркнул: «Ваша «нефть» – это минеральная вода, климат и территория (ландшафт)».
Но в отличие от нефти бальнеоресурсы являются восполняемыми видами природных ресурсов и при умелом использовании могут приносить огромные дивиденды. Эта природная лаборатория может бесперебойно работать тысячи, миллионы лет. … Но при одном условии: бережном отношении к местам формирования минеральных вод и лечебных грязей.
Особый правовой режим и режим хозяйственного использования территории курортов и лечебно-оздоровительных местностей устанавливался и в царские времена, и в советские времена соответствующими федеральными законами. В настоящее время особый правовой режим природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов установлен Федеральными законами от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и статьей 96 Земельного кодекса Российской Федерации. Такой режим в первую очередь обусловлен их социальным значением для сохранения здоровья населения, необходимостью изучения и развития.
Новым законопроектом предлагается внести такие изменения в эти основополагающие законы, в результате которых они перестанут охранять курортные земли от произвола местных властей, отмечают эксперты. Это неизбежно приведет к расхищению земель и истощению их недр.
«Курорты имеют в своем составе кроме природных лечебно-оздоровительных ресурсов систему технических (питьевые галереи, бюветы, ванные здания, бассейны, курортные парки и др.) и медико-организационных ресурсов, а также лечебно-профилактические учреждения – санатории и курортные поликлиники, поэтому могут оказывать медицинскую (санаторно-курортную) помощь больным различного профиля. В свою очередь, рекреационные зоны имеют лишь природные оздоровительные ресурсы и рассчитаны для оздоровления людей и профилактики у них хронических заболеваний (не нуждающихся в специальной диете и лечении)», – говорится в обращении, размещенном на официальном сайте РСТ.
Что в итоге может произойти
Если курорты и лечебно-оздоровительные местности будут выведены из категории «особо охраняемых природных территорий», неизбежно последует приватизация земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. И на территории первой и второй зон горно-санитарной охраны появятся земли, находящиеся в частной собственности. А это может привести к загрязнению окружающей природной среды и утрате лечебных свойств природных ресурсов, так как на основании статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может совершать по своему усмотрению любые действия в отношении принадлежащего ему имущества.
Кроме того, обращают внимание правоведы, «статья 33 ГрК РФ дополняется положением о том, что публичные слушания по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки некоторых территорий не проводятся. По нашему мнению, – пишут они, – данное предложение не в полной мере согласуется с положениями статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так, подпунктом 3 пункта 3 данной статьи установлено, что на публичные слушания «должны» выноситься проекты правил землепользования и застройки».
Публичные слушания – это порой единственный способ для жителей городов-курортов хоть как-то повлиять на ситуацию и отстоять федеральную собственность, которую муниципальные власти готовы угодливо раздать всевозможным «инвесторам». Отмена же публичных слушаний снимет последний барьер, сдерживающих лечебно-оздоровительные местности и курорты от приватизации, и сделает данный законопроект одним из самых коррупциогенных.
Исключение лечебно-оздоровительных местностей и курортов из категории особо охраняемых природных территорий означает, что охрана этих местностей и курортов не будет являться предметом регулирования ни Федерального закона о лечебно-оздоровительных местностях и курортах, который носит рамочный характер, ни Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ об особо охраняемых природных территориях, которыми регулируются режимы использования особо охраняемых природных территорий. Иных федеральных законов, которые бы специально регулировали статус этих территорий, пока не существует.
Предлагаемые законопроектом изменения приведут к возникновению противоречий между положениями Федерального закона от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ, признающим природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты особо охраняемыми объектами и территориями вне зависимости от их расположения, и статьей 96 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей правовую охрану и особый режим хозяйственной деятельности только для земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов, находящихся за пределами границ населенных пунктов.
А так как современные курорты – это всегда, как правило, моногорода, с населением, большую часть которого составляют специалисты медицинского профиля, то судьба и курортов, и медперсонала представляется очень плачевной.
Введение в новом законопроекте понятия «зоны отдыха», которые предназначены для размещения санаториев, противоречит нормам Федерального закона от 23 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которому санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах. Именно санаторно-курортное лечение позволяет в кратчайшие сроки достичь наилучших результатов в лечении ряда хронических заболеваний.
Что касается санаторно-курортного лечения сердечно-сосудистых заболеваний, болезней органов дыхания, опорно-двигательного аппарата и таких тяжелых недугов, как туберкулез, врожденные и приобретенные дефекты опорно-двигательного аппарата и, особенно, лечение последствий травм и заболеваний спинного мозга, высокоэффективные методы отечественной курортологии вообще не имеют альтернативы.
Развивая изложенные доводы, можно смело делать прогноз, что с принятием поправок в Земельный кодекс Российской Федерации эффективность использования особо ценных земельных ресурсов не только не повысится, а, наоборот, снизится. Исключение вышеуказанных основных понятий создаст реальную угрозу потери уникальных природных ресурсов, предназначенных для лечения и реабилитации граждан. Будут сорваны государственные программы по массовому оздоровлению населения, демографической политике, занятости населения и многие другие.
Все это в итоге негативно отразится на здоровье граждан нашей страны; приведет не просто к снижению конкурентоспособности России на мировом рынке туруслуг, а к деградации и ликвидации курортного дела и санаторно-курортного лечения в Российской Федерации.