С учетом последних экономических тенденций, многие отечественные и зарубежные компании, осуществляющие свою деятельность на российском рынке, вынуждены взглянуть на свой бизнес по-новому
Стоит отметить, что это особенно коснулось таких важных сегментов российской экономики, как агробизнес и пищевая индустрия.
На основе собственного опыта переговоров с компаниями из данных сегментов, я могу говорить о том, что одной из наиболее приоритетных целей российских игроков является достижение передовых показателей за счет качественно выстроенной цепочки производства. Для таких компания, одним из наиболее эффективных решений становится приобретение нового оборудования, сырья, а также — внедрение новых технологий производства. Предпочтение, по их словам, в этом случае отдается именно иностранным поставщикам и производителям.
Однако, наличие новой производственной технологии не всегда позволяет достичь желаемых показателей: возникает проблема ее качественного применения, создания грамотной методики внедрения и структуры управления для достижения оптимизации процессов.
Иностранное оборудование имеет определенные особенности во внедрении и эксплуатации, также, как и система ведения самого проекта, и российские специалисты далеко не всегда могут обладать подобными знаниями. Именно поэтому привлечение высококвалифицированного иностранного персонала становится не только современной тенденцией, но и оптимальным решением для предприятия.
Из опыта, могу говорить о том, что в агросекторе наиболее востребованными благодаря уровню подготовки и уникальному опыту по-прежнему являются специалисты из Америки, Западной Европы и Великобритании.
К примеру, известные сегодня агрохолдинги открыли для себя преимущества привлечения иностранных специалистов более 10 лет назад, аргументируя это тем, что современная сельскохозяйственная школа просто не имеет возможности готовить кадры, отвечающие современным тенденциям и стандартам работы современных ферм и производств.
Являясь вовлеченным в развитие деловых отношений российского и голландского агробизнеса, я со всей уверенностью могу отметить, насколько востребованы голландские специалисты на российском рынке. Особенно они актуальны в сегменте молочного животноводства. К таким специалистам относятся консультанты по вопросам ветеринарии и содержания животных. Не менее востребованы инженеры по работе с сельскохозяйственной техникой и оборудованием в области производства пищевых продуктов, специалисты по органической продукции, главные агрономы по культурам закрытого грунта, разработчики и супервайзеры проектов, специалисты по птицеводству, а также — многие другие специальности, в которых европейский опыт и знания являются хорошим конкурентным подспорьем.
Согласно результатам опросов клиентов нашей компании, было выявлено, что такие специалисты привлекаются минимум на один год. При этом, одной из главных целей найма таких сотрудников, помимо основных функциональных обязанностей, является обучение основного штатного персонала компании.
В качестве примера — один из крупнейший российских агрохолдингов, в рамках реализации собственного проекта привлекал Президента по птицеводству из Нидерландов для разработки системы мотивации и обучения топ-менеджмента компании. Полученные данные легли в основу составления бизнес-планов новых птицефабрик полного цикла с современным оборудованием, что впоследствии сказалось на ключевых производственных показателях компании и росту охвата рынка в РФ.
Зачастую, крупные иностранные производители, вместе с поставкой собственного оборудования также осуществляют командировку собственного специалиста на предприятие заказчика для организации пуско-наладочных, а затем и обучающих мероприятий для работников предприятия. В случае отсутствия работников с необходимыми навыками работы с данным оборудованием, данная возможность представляется для предприятия оптимальным выбором. Однако руководители могут и не осознавать, что данное решение является скорее тактическим, чем стратегическим. Все дело в том, что вызов грамотного специалиста для консультации на столь небольшой период не гарантирует качественной работы всей производственной цепи и максимальной отдачи от нее, что несомненно влияет на объемы производимого продукта.
Другой проблемой привлечения на работу иностранного специалиста является множество сопутствующих расходов. Помимо оплаты самой услуги компания несет затраты на проезд и проживание специалиста, услуги переводчика и другие расходы. По данным, полученным от европейских коллег, сумма, в которую они оценивают данную услугу находится в диапазоне от 5 000 до 8 000 евро.
Также, в качестве решения проблемы с подготовкой специалиста, компания может отправить собственного менеджера для обучения на иностранные предприятия, но это также дорогостоящий процесс, требующий достаточных временных рамок. Помимо этого, нет никаких гарантий того, что данный специалист в будущем останется на предприятии.
Обращаясь к нам, как к кадровому агентству, наши клиенты хотят иметь иностранного специалиста в собственном штате, для осуществления своей деятельности на предприятии на долгосрочной договорной основе, контролируя работу оборудования, осуществляя ее настройку, диагностику, а также — проводя обучение имеющегося штатного персонала. Российские компании, особенно представители масштабного агробизнеса, зачастую рассматривают наем данных сотрудников как инвестиции, которые в будущем будут способны принести гораздо большую прибыль, чем экономия на профессиональном менеджменте.
Резюмируя рыночную ситуацию, можно с уверенностью говорить о том, что российская экономика переживает сейчас время перемен, и инвестирование средств компании в иностранный высококвалифицированный персонал является правильным решением на пути к дальнейшему развитию.
Константин Савенков, Директор по маркетингу (Россия и СНГ), European Staff B.V.