16 марта 2015 в 14:30

Фермерам Ленобласти не по пути с банками

ДЗЕН

Россельхозбанк открыл офисы в Ленинградской области с целью активного кредитования предприятий АПК, но сельхозпроизводители региона скептически настроены к данной инициативе

По их словам, доступность заемных средств в любых банках сегодня крайне низка, и виноваты в этом не только высокие ставки.

18 февраля 2015 года начали работу отделения Россельхозбанка в Выборге (ул. Северная, д. 8) и Кингисеппе (Крикковское шоссе, д. 20). По словам директора Санкт-Петербургского филиала Ильи Злуницына, банк готов предоставить клиентам региона полный перечень услуг. «Мы делаем наши услуги более доступными, и я уверен, что офисы, которые мы открыли, будут востребованы и станут новыми точками роста», — сказал он.

В пресс-службе Россельхозбанка порталу dglo.ru рассказали, что за 2014 год и начало 2015 года Санкт-Петербургский филиал выдал компаниям и частным предпринимателям аграрно-промышленного комплекса в общей сложности более 2,5 млрд рублей кредитных средств. При этом клиентами являются предприятия и фермерские хозяйства разного профиля деятельности.

«Хозяйства, специализирующиеся на разведении и продаже племенного скота, производстве молока и мяса крупного рогатого скота, берут кредиты на приобретение кормов, ветеринарных препаратов, молодняка с/х животных на откорм. Компании, которые выращивают зерновые и зернобобовые культуры, картофель и овощи, тратят кредитные средства на приобретение горюче-смазочных материалов, средств защиты растений, минеральных удобрений, семян, запасных частей и материалов для ремонта с/х техники, оборудования, грузовых автомобилей и тракторов», — отметили в банке.

Там добавили, что для сегмента малого и среднего бизнеса, куда входят предприятия АПК Ленобласти, ставки Россельхозбанка по кредитам находятся на среднерыночном уровне, размер ставки зависит от суммы предоставляемого кредита, сроков, программы кредитования. При этом банк снизил «до минимально допустимого уровня» ставки по кредитам на проведение сезонных полевых работ: конечная ставка для заемщиков останется на уровне, сопоставимом с прошлым годом.

Впрочем, особого энтузиазма по поводу доступности кредитных ресурсов сельхозпроизводители Ленобласти не испытывают. По словам генерального директора ГК «Лосево» Эльдара Беглова, для аграриев кредиты всегда были труднодоступны.

«Мы с банками уже давно перестали вести переговоры. В один из банков мы носили документы два года, а в итоге нам предложили ставку в 23 %. Из них 1,5 % нам надбавили, потому что не хватало залоговой базы, как посчитал банк. Понятно, что такая ставка неподъемна для сельского хозяйства, и никакие инвестиции не окупятся. Мы пошли по другому пути. Для развития молочной фермы уже нашли инвестора, который готов вкладываться в проект под небольшой процент. Думаю, и в других проектах сделаем также», — рассказал Эльдар Беглов порталу dglo.ru.

Кроме того, по словам эксперта, большой проблемой являются коммуникации фермеров с банками: «Людей отсеивают на стадии подачи документов. Это ненормально. Большинство наших фермеров — люди за 50 лет, которые всю жизнь проработали на земле. Им сложно объяснить банкирам, почему нужно именно столько денег, на что они пойдут. Им надо помогать. В первую очередь необходимо наладить диалог, например, создать при банках специальные отделы по проработке бизнес-планов, чтобы всем банкирам было понятно, на что идут кредиты».

Трудности возникают и с оценкой залоговых активов. «Рынка сельхозактивов нет, есть только банковская оценка, которая занижена в разы, но от которой отталкиваются при принятии решения о кредитовании. Понятно, что банкиры не знают, что им делать с землей и коровами, а уж в условиях кризиса их точно никто не купит. Проблем много, и не все они упираются в высокие ставки», — подчеркнул гендиректор ГК «Лосево».

Солидарен с коллегой президент Союза фермеров Ленинградской области и Санкт-Петербурга Александр Быков. По его словам, на конец февраля 2015 года банки предлагали ставки для сельхозпроизводителей региона на уровне 26 %. Помимо ставок выросли и требования к залогу. «Фермер, допустим, хочет взять кредит на 1 или 2 млн рублей, а с него требуют залог в 3 млн рублей, и не у каждого найдется имущество на такую сумму», — отметил эксперт в беседе с dglo.ru.

Как рассказал Александр Быков, некоторые фермеры, конечно, могут позволить себе кредиты в банках, но до последнего времени предпочитали взаимодействовать со Сбербанком, а не с профильным Россельхозбанком. Большинство же работают либо на собственных средствах, либо в рамках различных госпрограмм.

Источник: dglo.ru

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ