Эксперт проекта «Детская школа фермера» на портале AGRO XXI Сергей Викторович Галкин рассказывает о важном нюансе, связанном с техническим обеспечением фермерских хозяйств
«Наша «Детская школа фермера» продолжает познавать премудрости сельхозпроизводства.
Как известно, агропроизводство - это не только, как посеять, полить… Гораздо важнее, как организовать все эти посевы, поливы, кормления и доения, да еще и с минимальными затратами, как организовать сбыт продукции.
И вот появилось на слуху заграничное слово ШЕРИНГ. Естественно, у самых продвинутых наших фермеров сразу возникает вопрос – а оно, это новое, заграничное, нам надо?
ШЕРИНГ переводится как «делиться», то есть речь идет об экономической модели совместного использования, совместного потребления чего-либо. Даже не экономистам понятно, что временное использование чего-либо всегда дешевле постоянного владения.
Как утверждают историки, шерингом баловались еще в Древней Греции, а сейчас практика широко применяется на Западе.
Понятно, что Греция, да еще Древняя и Запад, даже нынешний, нам не указ.
Но есть примеры родные и близкие: в СССР достаточно хорошо во многих крупных городах был развит прокат бытовой техники.
Можно было на время свадьбы взять напрокат холодильник, а то и пару, чтобы хорошенько затариться дефицитными продуктами. Взять на месячишко телевизор для дачи или электроинструмент на время ремонта, и это было гораздо дешевле, чем покупать что-то насовсем.
Практиковалось нечто подобное и в сельском хозяйстве.
Еще до войны были организованы и успешно работали и до, и во время войны, и после межхозяйственные и межрайонные машино-тракторные станции – М Т С.
В те времена и количество выпускаемых тракторов, и финансовое состояние колхозов были таковы, что обеспечить техникой каждое хозяйство возможности не представлялось. И именно МТС в течение многих лет успешно решали эту проблему – каждый колхоз получал эту технику на время пахоты, посевной или уборочной страды и что немаловажно, получали технику с механизаторами, гораздо более профессиональными - квалифицированными, чем механизаторы колхозные.
Позднее, в 1970-80 годы, этот принцип, не столь широко, но тоже использовался.
К нам в колхоз, как и во многие другие хозяйства, в те времена поступала замечательная техника из ГДР – кормоуборочные комбайны, ныне называемые полевыми измельчителями Е- 280, Е – 281, самоходные косилки Е – 302, Е – 303. Мощные, комфортабельные, надежные, высокопроизводительные! Однако, хоть они были и замечательные, но железка есть железка, и в конце концов, и они ломались, тем более, что техническая грамотность, квалификация большинства наших колхозных тракторных водил оставляла очень желать лучшего.
И вот тут была засада – эту замечательную технику в колхозных мастерских и даже на областных ремзаводах ремонтировать не получалось. Вот и стояла во многих хозяйствах вдоль забора рядами обглоданная - разобранная на запчасти - эта самая замечательная техника.
Тогда на базе нашего колхоза мы создали постоянную кормозаготовительную бригаду: подобрали грамотных и обучаемых механизаторов, решили вопрос с изготовлением запчастей, ремонтом и наладкой. Уже в первый сезон бригада обеспечила кормами не только свое хозяйство, но и практически весь район.
Проанализировав прошедший сезон, мы поняли: чтобы обеспечить максимальную производительность, максимальную загрузку техники и максимальное качество кормов, необходимо самим не только убирать, но и выращивать кормовые культуры. Должен быть полный цикл от почвообработки до уборки и закладки кормов на хранение.
Следующий сезон наша бригада работала уже в качестве самостоятельного межрайонного кормозаготовительного предприятия. То есть, хозяйства получали нашу технику на время посевных и уборочных работ, не заморачиваясь ни с приобретением техники, ни с ее хранением и ремонтом, ни с подбором и обучением кадров, ни с эксплуатацией.
Во всех обеспечиваемых нами хозяйствах резко поднялись надои и качество молока, привесы на откормах, что вполне объяснимо.
Раньше все кормили своими кормами – что получилось, сколько получилось, то и давали – при любом качестве не выбрасывать же. А покупая корма у специализированного кормозаготовительного предприятия, все стали требовать и контролировать качество и даже приписывать количество потеряло свой смысл.
И в нынешние времена в России ШЕРИНГ живет и здравствует – все строительные фирмы высокопроизводительную технику, большегрузный автотранспорт не покупают, а нанимают на время выполнения определенных работ.
Система Uber – совместно используются легковые автомобили различных собственников, для чего достаточно просто зарегистрироваться в системе, а собственники авто, в свою очередь, совместно используют интернет-диспетчерскую. Есть примеры и в торговле, когда фирмы берут в аренду торговое и холодильное оборудование, сейчас в наших городах распространяется КАР ШЕРИНГ.
А вот в нынешнем сельхозпроизводстве, ШЕРИНГ просматривается совсем слабо.
Хотя ситуация с сельхозтехникой в наших КФХ мало чем отличается от предвоенной – у половины хозяйств нужной техники вообще нет, а у второй половины остатки техники дедовских времен.
Кроме того, даже если хозяйство умудрилось получить какую-то госпомощь и купить технику, то производительность труда практически не изменяется – ни настроить-отрегулировать, ни ремонтировать, ни эффективно эксплуатировать современную высокопроизводительную технику большинство наших фермеров не в состоянии.
Самый распространенный пример – покупка импортных кормоуборочных комбайнов. Они, проклятущие, молотят до 1000 кубов зеленки в час!
Ну нет у нас таких урожаев под такие комбайны, а тем более, ни в одном хозяйстве нет столько автотранспорта, чтобы ежечасно отвозить от комбайна по 1000 кубов.
1000 кубов – это 10 железнодорожных вагонов в час!!! За погожий летний день выходит два полноценных железнодорожных состава!!!
Точно так же недоиспользуется почвообрабатывающая, посевная техника – не понимаем мы, как можно работать на скоростях под 40 км/час, ежели привыкли к советским 8 – 12.
Тут и мог бы помочь этот самый ШЕРИНГ, те самые МТС – это и есть та самая инфраструктура, о которой много говориться на самых высоких уровнях.
Только акромя фермерских рынков, магазинов, на большее фантазии у начальников, видимо, не хватает. Реализация сельхозпродукции в гораздо большей степени зависит не от наличия торговых площадей, а от качества и больше всего от цены продукции, от ее себестоимости.
Может ШЕРИНГ работать и в обратную сторону – в сторону покупателей сельхозпродукции.
Сейчас очень многие стремятся или хотя бы мечтают выращивать все самостоятельно – именно это гарантия чистоты и качества сельхозпродукции. Впрочем, хочется не значит можется, если не приступить к делу коллективно. Ваше хозяйство – вам и решать, кто будет участвовать своим трудом, кто финансами, кто, какие специалисты, будут работать в хозяйстве, руководить производством. И производить можно только то и столько, сколько необходимо вам, то есть и проблемы со сбытом вполне решаемы.
Прототипом для создания современной некоммерческой организации по обеспечению потребностей участников вполне можно считать потребительские союзы, которые начали образовываться на Руси еще в середине 19 века.
Даже несмотря на революцию 1917 года, потребительские союзы не только сохранились, но и развивались.
В СССР системой Центросоюза была охвачена практически вся сельская территория страны.
Потребительские союзы строились на паевом членстве, существовали вступительные, месячные и накопительные взносы.
Взамен члены потребсоюзов получали льготные возможность сдачи - продажи сельхозпродукции из своих личных подсобных хозяйств, сдачи собранных дикоросов, пушнины и льготы на приобретение необходимых пром- и продовольственных товаров…
Именно через систему потребсоюзов советские ЛПХ начали получать малую механизацию – мотокультиваторы, малые доильные аппараты, сепараторы, маслобойки и прочие дефицитные промтовары.
Особыми льготами пользовались сдатчики сельхозпродукции и члены потребительских союзов с наибольшими накопительными взносами.
В системе потребсоюзов работали специалисты – инженеры, технологи, юристы, бухгалтеры …, а не просто члены, желающие получить определенные блага и льготы. Поэтому система потребсоюзов была эффективной, то есть сама зарабатывала на льготы для своих членов-пайщиков – зарабатывая не только на комиссиях, но и имела свои перерабатывающие производства, хранилища, транспорт.
Стоит отметить, что потребсоюзы, даже во времена СССР были добровольными объединениями и не производственными, а именно потребительскими. Как всегда, все новое – это хорошо забытое старое!».
(Автор: Сергей Галкин).
Уважаемые читатели проекта! Напоминаем вам, что если вы хотите связаться с Сергеем Галкиным для консультаций, присылайте письма на редакционную почту, с указанием целей вашего сотрудничества.