14 марта 2020 в 09:00

Помощь сельским учителям от агроклассников предложил закрепить наставник Детской школы фермера

ДЗЕН

Сергей Викторович Галкин, наставник Детской школы фермера на портале AGRO XXI, предложил ряд положений, которые могли бы сделать агроклассы для детей и учащихся действительно полезным инструментом в деле возрождения села

«Детская школа фермера портала AGRO XXI, как и всегда, старается быть в курсе текущих событий, нужд, интересов, проблем наших аграриев.

С другой стороны, мы знаем, что нашими советами, рекомендациями, статьями, пользуются и частники – дачники, владельцы ЛПХ, и крупные сельхозпредприятия, и предприятия, выпускающие и продающие сельхозтехнику, и сельскохозяйственные государственные учебные и консультационные заведения, то есть работаем не впустую!

В последнее время приходят вести, что во многих наших регионах стали задумываться о создании своих детских школ фермеров.

Видимо, уже многие стали понимать, что тратить время, силы и средства на обучение взрослых фермеров неэффективно.

Конечно, в разных регионах подходы к этому делу разные. Это зависит и от людей, которые решили этим заняться, и от местных социально экономических (а совсем не климатических) условий, и от административных и финансовых возможностей.

Тем не менее, думается, что какие-то основополагающие, базовые направления создания и развития подобных школ должны быть общими.

Во-первых, Детская школа фермера должна быть действующим и рентабельным сельхозпредприятием.

И хотя, все мы понимаем, что один из главных путей к рентабельности – это специализация, тем не менее, для обучения профессии больше подходит предприятие многопрофильное.

Причем, упор должен быть сделан не только и не столько на обучение отдельным сельхозпрофессиям, а прежде всего на обучение организации сельхозпроизводства и деятельности всего предприятия, начиная от регистрационных процедур на само предприятие, на землю, на отдельные виды деятельности, работу с кредитами, грантами, лизингом, сбытом продукции и т.д.

Кататься на тракторе и дергать корову за соски в нынешнем фермерстве – самое простое. Конечно, Детская школа фермера не претендует на академическое высшее сельхозобразование, но это и не должно быть аналогом советских сельских профтехучилищ, которые обучали ребят ездить на тракторе, доить, но совсем не заморачивали головы будущих аграриев такими понятиями, как эффективная организация работ, производительность труда, себестоимость продукции и ее реализация.

Именно поэтому многие нынешние фермеры в упор не видят и не слышат о ресурсосберегающих технологиях, элементарно не знают о существовании новых видов сельхозтехники и, соответственно, не могут снижать себестоимость, а значит и нормально реализовывать свою продукцию.

В таких школах должны изучаться - именно и только - современные, лучшие эффективные технологии, лучшая техника, семена, удобрения, средства защиты растений. И, желательно, независимо от страны их происхождения. Нет смысла клонировать нынешнее фермерство, уповающее на госдотации и скрывающие свою неэффективность за ширмой контрсанкций. Рано или поздно нашим фермерам, нашей сельхозпродукции придется конкурировать на свободном мировом рынке, и к этому лучше готовиться заранее.

Во-вторых, одна из главных задач движения Детских школ фермеров – это не впасть в грех массовости всеобщего охвата детей и молодежи. Заинтересовывать, привлекать – да, но не надо гнать всех стройными рядами ради красивой отчетности.

Думается, что в нынешние времена создать нормальную материальную базу для сельхозобучения, подобрать грамотных наставников отдельным образовательным учреждениям не под силу, а вот районные или даже межрайонные Детские школы фермеров вполне могут быть жизнеспособны. Наподобие ранее практиковавшихся учебно-производственных комбинатов для школ.

Причем, обучение – это совсем не пара экскурсий даже на самую роботизированную ферму. Это школьные уроки труда, это, наряду с дополнительной математикой или рисованием, дополнительное сельхозобучение, это летние и зимние трудовые лагеря.

Особенно актуально данное обучение для воспитанников детских домов. Детская школа фермера для них – это обучение полезным профессиональным навыкам и место будущего трудоустройства, место построения жилья, положенного выпускникам подобных заведений, и выход в реальный современный мир.

А для сельскохозяйственных районов подобный формат реален для привлечения молодежи в сельскую местность, в сельхозпроизводство, вариант возрождения умерших и умирающих деревень.

В-третьих, Детская школа фермера - то самое сельхозпредприятие, которое способно накормить экологически чистой продукцией школы и детские дома, ученики и воспитанники которых будут там работать.

Ученики детских школ фермеров должны знать современные ресурсосберегающие технологии, не бояться, а значит уметь использовать и органические, и минеральные удобрения, средства защиты растений, знать, как свести применение химии к минимуму, знать, как получать и контролировать чистоту продукции.

Интересно отметить, что созданием Детских школ фермеров интересуются и по мере возможностей поддерживают все: отдельные энтузиасты, региональные Минсельхозы, общественные организации, местные районные и областные администрации …Все, кроме нынешних фермеров и их нынешних районных и областных объединений. И это понятно. Нынешние фермеры панически боятся любой конкуренции, в том числе, боятся конкуренции с подрастающим поколением современных фермеров. И правильно бояться – им не сдюжить…

Как известно, постоянно, на самом-самом верху, обсуждается вопрос обеспечения бесплатными, хотя бы завтраками, хотя бы учеников начальных классов общеобразовательных школ.

Уже даже и решения есть. Решения кормить есть, а вот денег, если не считать Москву, пока не особо…

На мой взгляд, не только завтраки, но и бесплатные обеды для всех школьников, включая старшеклассников, совсем бы не повредили, поскольку достаточно многие семьи, тем более на селе, при нынешних зарплатах не в состоянии ежедневно финансировать траты на школьное питание.

А правильное и полноценное питание детей – будущее здоровье нашей нации.

Более того, очень неплохо возродить традицию помощи сельхозпредприятий сельским учителям, зарплаты которых, несмотря на все потуги, пока учителей не особо радуют. И наши сельские педагоги – математики, физики, филологи …, вместо того, чтобы ездить на семинары, выставки, в театры, читать профессиональную литературу и периодику или элементарно спокойно готовиться к урокам, вынуждены и до, и после уроков обихаживать скотину, окучивать картошку – добывать себе пропитание или дополнительный заработок.

И этим предприятием, помогающим учителям, вполне может быть именно Детская школа фермера! А экологически чистая продукция Детской школы фермеров вполне может быть дополнительной натуроплатой для учителей, активно участвующих в обучении детей сельхозпрофессии. Вот такие мои предложения, а вы с ними согласны?».

(Автор: Сергей Галкин).

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ