В Восточно-Казахстанской области, начиная с 2003 года, создана и действует интегрированная система защиты сельскохозяйственных культур от различных вредителей, болезней и сорняков
Наблюдается заметное снижение динамики показателей по итальянскому прусу. Для ясности скажем, что так по науке называется злостный и прожорливый вредитель, более известный в обиходе, как саранча.
Если в 2000-х годах в Восточном Казахстане в целях борьбы с саранчой обрабатывалось 400—500 тысяч гектаров посевных площадей, то в 2016 году планируются подобные мероприятия только на 7000 гектарах.
В большей степени такой проблемой озабочен ряд северных и западных областей республики, куда возможен залет саранчи из приграничных областей соседней страны.
В начале февраля нынешнего года в Оренбурге прошло специальное совещание по вопросам борьбы с саранчой с участием представителей Министерства сельского хозяйства Казахстана совместно с коллегами из разных регионов Российской Федерации. Такое сотрудничество осуществляется на протяжении нескольких лет. Подобное партнерство установлено с нашими ближайшими соседями — Алтайским филиалом «Россельхозцентра», Республикой Горный Алтай. Имеются соответствующие соглашения и налажены связи, действуют механизмы своевременного взаимного оповещения, оперативного обмена информацией. Каких-то серьезных поводов для опасения сейчас не возникает.
Возможно ли возникновение потенциальных угроз и опасностей для сельскохозяйственных культур на территории Восточно-Казахстанской области?
— В 2015 году нашими специалистами делался прогноз появления итальянского пруса и азиатской саранчи в Аягозском и Урджарском районах, — говорит Мади Серикович. — В частности, в прибрежной части озера Алаколь и реки Аягоз. Однако за счет предпринимаемых профилактических мер мы стараемся не допустить распространения названных вредителей на другие территории, районы области. Мы, по возможности, стараемся удерживать ареал их распространения на безопасном биологическом уровне.
Теоретически подвержены угрозам атаки со стороны азиатской саранчи — итальянского пруса — Урджарский и Аягозский районы, за ними традиционно следуют Зайсанский и Тарбагатайский регионы. В лесной и лесостепной зонах, куда входят Бородулихинский и Шемонаихинский районы, существуют риски появления вредителей зерновых культур. В некоторой степени для каждой отдельно взятой местности и района характерны свои специфические условия. На лекциях для слушателей мы проводим анализ распространения вредных организмов. Если где-то они водятся, то в другом месте их не найти. Зачастую они могут поступать в Восточный Казахстан с некачественными засоренными семенами или оказываться поневоле занесенными какой-нибудь техникой, машинами или инвентарем.
В области существуют карантинные объекты, такие как горчак розовый, повилика тонкостебельная, непарный шелкопряд и сибирский шелкопряд.
Сейчас в регионе не наблюдается повышенной угрозы со стороны каких-то особо злостных вредителей, сорняков или болезней. Многие крестьянские хозяйства занимаются основательной профилактической работой, уничтожением вредных организмов, обязательным протравливанием семян перед посевом. На сегодня подобный показатель уже составляет около 40 процентов посевного материала в масштабе огромного региона.
Что касается сорняков, то в Восточном Казахстане к их числу относят такие растения, как горчак и повилика. Встречается горчак в Зайсанском, Урджарском, Уланском районах. Крестьянские хозяйства предпринимают различные меры борьбы с ними, применяя методы локализации и уничтожения.
— В нашей области выращиваются масличные культуры на больших площадях, поэтому бывают случаи распространения их болезней и опасных вредителей, — продолжает собеседник. — Причинами появления могут быть несоблюдение научно обоснованных и необходимых севооборотов, других агротехнических мероприятий.
В 2016 году по некоторым прогнозам возможно появление лугового мотылька, который наносит большой ущерб растениям, начиная с 2010 года. В чем заключаются его вредные свойства? Луговой мотылек полностью поедает посевы подсолнечника, различных зерновых культур. Он является всеядным вредителем сельскохозяйственных растений. Если по своему количеству экономический порог вредоносности будет заметно превышен, то за один день эта маленькая бабочка способна полностью уничтожить посевы и будущий урожай на площади около 400 гектаров. Для того чтобы быстро набрать свою необходимую массу, вредитель становится чрезвычайно прожорливым.
Среди пятнадцати районных подразделений наиболее сильными являются структуры, находящиеся в Уланском, Шемонаихинском, Глубоковском, Бородулихинском, Урджарском районах и в Семее. Там, где филиалы создавались в первую очередь, начиная с 2003 года, затем в 2006 и 2008 годах. Сейчас идет закономерная замена кадров, однако плавную преемственность обеспечить сложно, ощущается разрыв между старшим и молодым поколениями. В разгар сезона на временной основе активно привлекаем ветеранов, которые делятся знаниями и опытом с молодежью.
Многие молодые специалисты окончили университет имени Шакарима, где готовят агрономов. Две выпускницы аграрного университета Астаны желают приехать к нам на постоянную работу. У нас налажены постоянные связи с вузами, а также с НИИ защиты растений из Алматы. Ряд специалистов учатся заочно в аграрных университетах Барнаула и Семея.
Текущая деятельность направлена на улучшение качества работы, прогнозирование появления особо опасных, вредных и карантинных объектов. Доводятся планы-задания до коллег на местах. За консультациями к ним обращаются крестьянские хозяйства области. В каждом районе есть по два базовых хозяйства, где специалистами ведутся наблюдения за ростом растений, фазами их развития, делаются прогнозы. В их числе КХ «Новая заря»,
«Е. Зайтенов» из Бородулихинского и «Камышинское» из Шемонаихинского районов, а также многие другие хозяйства, хорошо известные в регионе.
Как рассказал Мади Бектемиров, вопросами защиты растений коллектив занимается увлеченно и на хорошем профессиональном уровне. Сам он окончил в свое время аграрный университет в Новосибирске. С улыбкой вспоминает, что дипломную работу защищал перед серьезной комиссией в составе тринадцати докторов сельскохозяйственных наук. До того в течение трех лет на реальных полях ставил опыты, совмещал их с теорией. Все время практической работы в Бородулихинском районе, Семее, а затем, на протяжении нескольких лет в Усть-Каменогорске, посвящено однажды выбранной профессии. Впрочем, любое серьезное дело всей жизни всегда требует постоянства, научного поиска, ежедневного упорного труда как от руководителя, так и от всего коллектива.