19 марта 2018 в 14:35

Стоп резистентность

ДЗЕН

12 советов по контролю септориоза в посевах пшеницы от британской программы Fungicide Futures

Британские ученые обнародовали 12 практических рекомендаций по предотвращению развития устойчивости к фунгицидам у возбудителей септориоза листьев пшеницы. В рамках программы Fungicide Futures, которая реализуется Советом по развитию сельского хозяйства и растениеводства Великобритании совместно с Комитетом по предупреждению резистентности к действию фунгицидов, они ответили на распространенные вопросы аграриев.

Септориоз — широко распространенное и вредоносное заболевание, вызываемое грибом Septoria tritici. При поражении пшеницы септориозом уменьшается ассимиляционная поверхность листьев, отмечается недоразвитость колоса. За время вегетации возбудители дают несколько поколений. Особенно интенсивно болезнь развивается при частом выпадении дождей. По данным AgroAtla, потери урожая при умеренном развитии заболевания могут составлять 10—15%, при эпифитотийном — 30—50%.

1. Влияют ли действия агрария по уходу за посевами на снижение развития сопротивляемости?

Да. Плохая защита может сделать возбудителя септориоза более устойчивым уже в течение одного сезона. И в следующем году вы, скорее всего, столкнетесь с более устойчивой формой заболевания. Поэтому необходимо проводить комплексные защитные мероприятия с использованием разных механизмов противодействия заболеванию.

2. Может ли выращивание устойчивых сортов замедлить формирование устойчивости к фунгицидам у возбудителей септориоза?

Да, — если это позволяет использовать менее интенсивную программу применения фунгицидов. Сортовая устойчивость будет действовать как дополнительный фактор воздействия наряду с другими.

3. Можно ли считать хорошей практикой поддержание низкого уровня заболеваемости растений?

Нет, — если уровень заболеваемости будет снижаться путем более интенсивного использования фунгицидов. Да, — если заболевание сокращается управляемыми агрономическими методами (например, выращиванием устойчивых сортов и посевом в более поздние сроки).

4. Что необходимо учесть, когда используются препараты из класса ингибиторов сукцинатдегидрогеназы?

Ингибиторы сукцинатдегидрогеназы следует смешивать с близкими по эффективности фунгицидами из класса азолов. Применение таких смесей следует практиковать на многих участках одновременно.

5. Правда ли, что применять препараты на многих участках одновременно полезно лишь на начальных стадиях борьбы с заболеваниями?

Нет, обработка многих участков одновременно смесями азолов и ингибиторов сукцинатдегидрогеназы эффективна на всех стадиях защиты посевов.

6. Стоит ли использовать фунгициды из класса азолов для защиты от септориоза?

Да, хотя сейчас их эффективность снизилась. Например, применение эпоксиконазола и протиоконазола обеспечивает от 50 до 60% снижения развития заболевания. Однако эти препараты жизненно необходимы для профилактики устойчивости к ингибиторам сукцинатдегидрогеназы.

7. Существует ли перекрестная резистентность к различным фунгицидам из класса ингибиторов сукцинатдегидрогеназы?

Да, существует высокий уровень перекрестной резистентности у возбудителя септориоза к действующим веществам из этого класса. Поэтому приготовление баковых смесей из разных препаратов одного класса не может стать эффективной стратегией управления резистентностью.

8. Способны ли фунгициды из класса стробилуринов сбалансировать смесь препаратов для подавления септориоза в случае их сочетания с ингибиторами сукцинатдегидрогеназы?

Нет, стробилурины известны как низкоэффективные препараты против септориоза. Они не способны защищить от развития устойчивости у возбудителя септориоза к препаратам из класса ингибиторов сукцинатдегидрогеназы.

9. Может ли применение азолов в процессе обработки посевов на ранней стадии в целях противодействия желтой ржавчине злаков сделать септориоз более устойчивым к азолам?

Да, формирование азолостойких штаммов происходит всякий раз, когда используется азол, даже если уровень заболеваемости септориозом незначителен и не предполагает применение защитных препаратов. Если борьба с ржавчиной выступает главной целью обработки посевов, то предпочтительно использовать в качестве альтернативы препараты из класса стробилуринов.

10. Способствует ли использование азолов для обработки колоса в целях защиты от фузариоза формированию большей устойчивости возбудителя септориоза к азолам?

Да, выработка азолостойких штаммов происходит всякий раз, когда используется азол, даже если септориоз находится на начальной стадии развития и еще не стал главной мишенью для распыляемых средств защиты растений. Практика использования баковых смесей и обработки многих площадей одновременно уменьшает риск.

11. Что лучше: применять смеси препаратов или чередовать разные механизмы действия?

Обе стратегии хороши: и внесение баковых смесей, и чередование разных механизмов действия замедляют выработку устойчивости у патогенов. Использование смесей препаратов предпочтительно в широком диапазоне ситуаций и обязательно для некоторых групп фунгицидов с определенными механизмами действия.

12. Может ли чередование азолов способствовать замедлению выработки устойчивости у патогенов?

Да, чередование препаратов из группы азолов может дать небольшой положительный эффект.

Ситуация в России

Септориоз широко распространен на территории России, особенно в Западной Сибири. Заболевание доминирует и вредоносно в южных регионах: на Северном Кавкавзе, Нижнем Поволжье, ЦЧР.

Как и все грибные инфекции растений, септориоз дает вспышки в дождливые годы. Умеренное тепло (20—22°С) и обильные летние дожди — идеальная погода для развития гриба.

В Центрально-Черноземных областях и на территории Северного Кавказа частота эпифитотий составляет 4—5 лет из 10 и потери урожая могут достигать 30%. В Центральных районах Нечерноземной зоны (ЦРНЗ) S. tritici и S. nodorum развиваются примерно в равных соотношениях. Эпифитотии регистрируются 4 раза из 10 лет, потери достигают 30%.

По наблюдениям специалиста по зерновым компании KWS (производство и селекция семян) в России Алексея Леонова, на протяжении последних 3—5 лет септориоз занимает третье место среди болезней зерновых, уступая корневым гнилям и фузариозу колоса. Потери от корневых болезней составляют до 50% от урожая, а утраты от листовых болезней доходят до 20%, отмечает г-н Леонов.

Фитосанитарные наблюдения филиала Россельхозцентра по Ставропольскому краю, например, показали, что септориоз в регионе проявляется практически ежегодно и потери от него иногда могут достигать 30—40% урожая.

По оценкам специалистов Научно-производственного центра зернового хозяйства имени А.И. Бараева, септориозные пятнистости в настоящее время занимают лидирующее положение по вредоносности. Частота вспышек массового развития заболевания составляет 4—5 случаев в течение 12 лет. Они также отмечают тенденцию к усилению развития вредоносности болезни, причем в последние годы ее распространение иногда достигает критического уровня.

Как правило, эта болезнь поражает листья и другие наземные органы растений, быстро дает споры, которые вызревают и распространяются дальше. Источником заражения становятся перезимовавшие споры (они сохраняются на опавшей листве, растительных остатках, в верхнем слое почвы, а также на семенах).

Стратегия защиты растений должна предусматривать разрыв или ослабление механизма передачи возбудителя и тем самым — снижение скорости нарастания инфекции выше порога вредоносности в период налива зерна.

Сегодня, как стробилурины и азолы некоторое время тому назад, фунгициды на основе карбоксамида начинают терять эффективность ввиду выработки патогенами устойчивости к ним. В этой ситуации становится все сложнее сдерживать распространение многих болезней при помощи химических средств защиты растений. В частности, и септориозную пятнистость листьев. Особенно без применения контактных фунгицидов. Именно по этой причине все большее значение в последнее время приобретают поиски устойчивых к возбудителям болезни сортов растений.

Особое место в борьбе с септориозом отводится агротехническим приемам и возделыванию устойчивых к болезни сортов. Наряду с выращиванием устойчивых сортов эффективны такие агротехнические приемы, как запашка инфицированных растительных остатков, вывоз инфицированной соломы с полей минимум на 500 м, сбалансированное азотно-фосфорное питание растений, применение гербицидов без нанесения растениям ожогов и травм, уничтожение сорняков — источников возбудителя инфекции. Для предупреждения передачи возбудителя семена также следует протравливать контактными препаратами.

Современные исследования не направлены на то, чтобы снизить дозировки или частоту применения пестицидов. Напротив, полный отказ от применения фунгицидов может стать новой альтернативой химической обработке растений, из-за чего патогенам будет гораздо сложнее приспосабливаться и вырабатывать резистентность к применяемым сегодня препаратам. В настоящее время ведется поиск новых сортов культур, способных самостоятельно справиться со всеми болезнями в те периоды развития, когда их обычно подвергают обработке. В итоге, как ожидается, это позволит отказаться от химических стредств защиты растений при приемлемом риске потери урожая.

Владимир Францкевич

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ