Без сомнения, главной темой лета 2018 года стало решение Евразийской экономической комиссии о введении антидемпинговых пошлин для ряда производителей гербицидов из Европы. Предполагается, что европейские производители гербицидов будут платить специальный сбор в размере от 28% до 52% от таможенной стоимости каждого товара. Это решение существенно изменит ситуацию на российском рынке средств защиты растений.
История с пошлинами началась в декабре 2016 года. Тогда четыре компании из России, Белоруссии и Казахстана (ЗАО «Фирма «Август», АО «Щёлково Агрохим», ЗАО «Август-Бел» и ТОО «Астана-Нан») обратились в Евразийский экономический союз с требованием провести антидемпинговое расследование. Компании утверждали, что их европейские коллеги импортируют в страны ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения) гербициды по необоснованно низким ценам. И это наносит существенный ущерб местным производителям.
Расследование длилось почти полтора года. В итоге Евразийская экономическая комиссия поддержала позицию заявителей и приняла решение с 30 июня ввести антидемпинговые пошлины сроком на пять лет. Размер пошлины назначили в процентах от таможенной стоимости гербицидов.
В своем решении Евразийская экономическая комиссия также выделила перечень разновидностей гербицидов, в отношении которых антидемпинговая пошлина не будет вводиться:
гербициды, содержащие одно действующее вещество пеноксулам в молекулярной концентрации 25 г/л; гербициды, содержащие одно действующее вещество азимсульфурон в молекулярной концентрации 500 г/кг; гербициды, содержащие действующее вещество цигалофоп-бутил в молекулярной концентрации 100 г/л и действующее вещество пеноксулам в молекулярной концентрации 13,33 г/л.Производители гербицидов из России, Белоруссии и Казахстана объяснили свою инициативу экономическими потерями. Более дешёвые зарубежные гербициды привели к тому, что в 2015 году отечественные продукты сократили свою долю на рынке, снизилось производство, компании теряли прибыль и были вынуждены сокращать рабочие места на своих предприятиях. А в 2016 году отечественные предприятия были вынуждены снизить цены на препараты на 12%, чтобы выдержать конкуренцию с более дешевыми европейскими гербицидами.
Заявители обратили внимание на одно важное обстоятельство: по более дешевой цене европейские коллеги-конкуренты продавали свои препараты только на рынке стан ЕАЭС. На собственных рынках эти же самые гербициды стоили в среднем в три раза дороже. В чем причина такой небывалой щедрости по отношению к российским сельхозпроизводителям?
Владимир Алгинин, исполнительный директор Российского союза производителей химических средств защиты растений:
- Независимое расследование, которое проводил соответствующий компетентный орган (ЕЭК), доказало, что из-за серьезного диспраритета цен отрасли ЕАЭС был нанесен серьезный материальный ущерб. Разница цен на внутреннем европейском рынке и рынке ЕАЭС доходила до 300%. В связи с таким сильнейшим ценовым давлением со стороны европейских производителей происходило планомерное снижение доли производителей ЕАЭС в видимом потреблении (и повышение доли европейских производителей), что крайне негативно сказывалось на экономических показателях отрасли и в дальнейшем ее развитии.
Европейские производители не во всем согласны с результатами расследования, аргументируя свои позицию отсутствием точности в ценовых данных, фактором девальвации российского рубля, импортом гербицидов из Китая и другими причинами. Антон Пушкарев, руководитель по коммуникациям ООО «Сингента» в своем комментарии для газеты «Защита растений» отметил:
- Мы не видим оснований для введения антидемпинговой пошлины в отношении гербицидов из ЕС. Отчет по итогам расследования ясно свидетельствует, что в период расследования (2013 – 2016 гг.) материальный ущерб для российских производителей – АО «Щелково Агрохим» и ЗАО Фирма «Август» – отсутствует. При этом введение антидемпинговой пошлины может негативно сказаться на конкурентоспособности российской сельскохозяйственной отрасли.
Тем не менее, решение принято. Главный вопрос – что будет дальше.
По одной из версий, которую обсуждают эксперты отрасли средств защиты растений, реализация принятого решения может быть перенесена на некоторый срок. Об этом косвенно свидетельствует позиция Минсельхоза России, который скупо и осторожно комментирует ситуацию. На июньском совещании по вопросу введения антидемпинговой меры в отношении гербицидов, ввозимых из Европейского союза на таможенную территорию Евразийского экономического союза, министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев заявил:
- В последнее время поступают многочисленные обращения отраслевых союзов и ассоциаций в области растениеводства об отсрочке введения этой меры. Для исключения принятия ошибочного решения и негативных последствий есть необходимость проведения дополнительных консультаций.
Очевидно, что консультации и переговоры ведутся, и большая их часть пока не афишируется. Российские производители полагают, что серьезных оснований для отсрочки реализации решения Евразийского совета нет.
Владимир Алгинин, исполнительный директор Российского союза производителей химических средств защиты растений:
- Исходя из того, что факт демпингового ущерба для отрасти ЕАЭС был доказан наднациональным органом – ЕЭК, то принятие антидемпинговой меры в виде пошлины будет являться обоснованной и законной. Все опасения сельхозтоваропроизводителей стран ЕАЭС касательно повышения цен на гербициды и замещения их аналогичными препаратами отечественного производства были полностью нивелированы. В связи с этим других серьезных аргументом в пользу непринятия данной законной меры нет. Время введения антидемпинговых пошлин будет принято по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета.
Между тем, и сторонники, и противники введения антидемпинговых пошлин уверены, что главный вопрос не в сроках реализации принятого решения, а в его последствиях. Два крупных производителя гербицидов уже предприняли меры, чтобы защитить себя от введения пошлин. Компании Syngenta и BASF добровольно приняли «ценовые обязательства»: они пообещали ввозить не более определённого объёма препарата и продавать его по цене не ниже минимальной.
Антон Пушкарев, руководитель по коммуникациям ООО «Сингента»:
- В ходе антидемпингового расследования между «Сингентой» и Евразийской экономической комиссией сложились прозрачные и рабочие отношения. В результате переговоров «Сингента» подписала ценовое обязательство, исходя из необходимости обеспечить бесперебойное снабжение потребителей ЕАЭС высококачественными гербицидами из ЕС, а также гарантировать плавный переходный период, в течение которого будут реализованы наши обязательства в области локального производства.
Ценовое обязательство позволит «Сингенте» продолжать продажи производимых в ЕС гербицидов на рынке ЕАЭС по ценам, не наносящим ущерб отрасли национального производства и без антидемпинговой пошлины.
Повышение цены на гербициды после введения антидемпинговых пошлин волнует рынок больше всего. Очевидно, что цены на импортные препараты европейских поставщиков (кроме компаний Syngenta и BASF) вырастут как минимум на размер антидемпинговых пошлин.
Ведущие российские производители со свое стороны предложили государствам-членам ЕАЭС заключить соглашения по недопущению необоснованного роста цен на гербициды. Такой документ уже подписан с Республикой Беларусь, дорабатывается соглашение с другими странами. Обсуждается также идея подписать с российскими аграрными союзами соглашения о фиксировании прайс-листов на эти пять лет и другие меры.
Однако, эксперты рынка полагают, что повышение цен на гербициды все же произойдет по причинам, на которые российские производители повлиять не могут. Например, из-за того, что действующие вещества для производства гербицидов поставляются из Китая. Только за три первых месяца 2018 года объёмы поставок действующих веществ из Китая упали на 19%, а цены повысились на 20%. Кроме того, принятие закона о повышении НДС, рост других сборов и тарифов скажется на стоимости гербицидов российского производства.
Между тем, антидемпинговые пошлины на гербициды даже в бумажной версии уже повлияли на рынок. И это влияние, безусловно, положительное. Европейские производители активизировали усилия по локализации производства в России. Напомним, что концерн Bayer собирается к 2020 году производить 60% продаваемых в России средств защиты растений (сейчас производится только 30%), Syngenta к 2019 году локализует на 80% производство гербицидов, DuPont также задумался о новых заводах в России и обсуждает этот вопрос с Минсельхозом.
Похоже, что антидемпинговые пошлины уже работают на интересы отрасли средств защиты растений, стимулируя развитие производства внутри России. А иначе у российской отрасли СЗР просто не будет будущего. Европейские производители не всегда будут такими «добрыми» к российским аграриям. Их низкие цены сегодня – классический прием завоевания чужих рынков, описанный в любом учебнике по маркетингу. Если отечественное производство не выдержит ценовой войны и разорится, можно будет повышать цены. Как минимум до европейского уровня, то есть в три раза. Или больше. Когда ты управляешь рынком, то можешь диктовать любые цены.
Именно поэтому многие страны защищают свои рынки самыми разными способами, в том числе, введением пошлин. То, что российские производители СЗР объединились и цивилизованно защищают свои интересы – хороший пример выравнивания условий для честной конкуренции.
Владимир Алгинин, исполнительный директор Российского союза производителей химических средств защиты растений:
- Со стороны сельхозтоваропроизводителей ситуация на рынке гербицидов коренным образом не изменится. Они так же будут полностью обеспечены как отечественными, так и европейскими препаратами. В связи с тем, что доля гербицидов в себестоимости конечной продукции незначительна, то и значительного роста цен на продукцию не ожидается.
Со стороны европейских производителей ассортиментная линейка на гербициды по прогнозу останется той же, что не ограничит свободный выбор потребителей.
Антидемпинговая мера для европейских компаний является стимулом к увеличению производства гербицидов на отечественных предприятиях путем толлинга и дальнейшей локализации производств на территории Российской Федерации.
Со стороны отечественной отрасли антидемпинговая мера выровняет конкурентные условия на рынке, что в свою очередь будет способствовать расширению производства предприятий ЕАЭС, созданию новых рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в бюджет разных уровней.
Выравнивание конкурентных условий работы для европейских и евразийских производителей открывает новые возможности для сотрудничества. Например, увеличения производства гербицидов на отечественных предприятиях путем толлинга, дальнейшей и оперативной локализации выпуска СЗР на территории Российской Федерации, трансфера технологий и создания новых продуктов для сельхозтоваропроизводителей, совместные научные разработки и проекты. Пути и форма такого сотрудничества российские производители СЗР готовы обсуждать со всеми заинтересованными компаниями.
Лариса Южанинова