В механизмах контроля главного вредителя полей риса все еще много неопределенностей
Рисовый водяной долгоносик (Lissorhoptrus oryzophilus) является наиболее опасным вредителем риса (Oryza sativa L.) в сельском хозяйстве. На территории России рисовый водяной долгоносик распространен в южно-европейской части и на Кавказе, а в мире — повсеместно на посевах риса.
Взрослые особи употребляют в пищу ткани листа, оставляя характерные продольные шрамы вдоль листовой пластинки, но не они являются проблемой производителей риса. Основной вред наносят личинки рисового водяного долгоносика, которые поедают прикорневые части растений и подгрызают корни. Ущерб посевам выражается в снижении количества и размеров зерна в метелке, ухудшении его пищевых и семенных качеств. В зависимости от количества вредителей, потери урожая могут достигать 20—25%. Более подвержены повреждениям поздние посевы риса.
Повсеместной проблемой контроля распространения вредителя является то, что эффективность мер борьбы с рисовым долгоносиком остается неопределенной. До сих пор ученые разработали универсальную методику для определения пороговых значений, при которых можно начинать воздействие химическими препаратами, так как на распространение вредителей оказывает влияние множество факторов.
Численность личинок не всегда сопоставима с численностью взрослых насекомых, количество которых можно определить методами мониторинга. Сопротивляемость растений, их стадия развития и режим затопления полей — это еще не все факторы, которые оказывают влияние на число популяций рисового долгоносика.
В общем случае рекомендуется начинать принимать меры, когда в ловушки попадается более одной взрослой особи в сутки в течение недельного периода после затопления поля. Еще одним признаком необходимости принятия срочных мер является наличие следов питания (выеденных белых полос) на двух верхушечных листах растения при поражении более чем 20% посевов риса. При рядовом посеве рекомендовано начинать обработки при наличии следов питания на сорока растениях в ряду.
Наличие личинок в корнях растения — это абсолютный показатель для применения средств защиты, так как ущерб, нанесенный урожаю риса, напрямую зависит от их количества. Обнаружение нескольких десятков личинок в корневой части растения означает потенциальную потерю урожая в пределах 4%. При увеличении количества личинок до 180—250 особей потери могут составить до 20% урожая.
Также вызывает дискуссии необходимость применения химических мер борьбы. У рисового водяного долгоносика имеется множество энтомофагов, которые контролируют его распространение. Уже появились исследования, доказывающие, что отказ от химических средств защиты растений иногда приносит эффект, сопоставимый с применением инсектицида.
Но выбор биологических мер борьбы подразумевает отказ от химических средств, и не все производители риса готовы подвергнуть урожай такому риску. Тем не менее наряду с химическими средствами защиты растений существует ряд мер, которые позволяют с большей или меньшей эффективностью вести борьбу с рисовым водяным долгоносиком. Рассмотрим все их по порядку.
Опыты применения инсектицидов на полях риса были начаты в середине прошлого столетия, а первыми действующими веществами были алдрин и гептахлор. С помощью этих инсектицидов удалось добиться уничтожения 80% вредителей на опытном участке. С ростом практики применения инсектицидов расширялся и перечень препаратов, предназначенных для борьбы с рисовым долгоносиком, тем более что насекомые быстро вырабатывали устойчивость к применяемым химическим средствам.
На текущий момент арсенал мер химической защиты посевов риса от долгоносика включает в себя действующие вещества из группы пиретроидов, ингибиторов синтеза хитина, неоникотиноидов, и это — наиболее широко применяемый метод борьбы с вредителем.
Периодическое осушение полей риса на 1—3 дня помогает прервать откладку яиц и кормление взрослых насекомых, однако не влияет на развитие отложенных яиц и выживаемость личинок. Также периодическое осушение полей не всегда экономически выгодно и нецелесообразно в регионах с дефицитом водных ресурсов. Такая мера, как осушение полей, способствует контролю количества вредителей в комплексе с другими средствами.
Продолжением экспериментов с осушением полей риса стало исследование влияния глубины затопления на количество вредителей. Исследование показало, что при уровне воды в 5 см над грунтом в исследуемых растениях обнаруживается гораздо меньше личинок, чем при уровне в 10 см. Ученые подтвердили, что количество вредителей увеличивается пропорционально возрастанию глубины затопления поля, однако контроль этого параметра не является сам по себе достаточной мерой для полного уничтожения вредителей. Поэтому он рекомендуется к применению в сочетании с другими методами.
Еще одним вариантом является манипулирование сроками затопления. Обоснованием для этого метода является возможность задержать таким образом период наступления яйцекладки, что позволяет растениям достигнуть стадии развития, менее уязвимой для вредителей. Действительно, некоторые исследования доказали, что более ранний запуск воды на поля коррелирует с более значительными потерями урожая и наоборот.
Еще одним методом борьбы, основанном на регулировании уровня и присутствия воды на рисовых полях, является периодическое зимнее затопление. Ученые не вполне уверены в причинах такого явления, но практика доказала, что регулярное затопление рисовых полей в зимний период (с ноября по март) позволяет сократить популяцию долгоносика последующего сезона на 42—74%.
Биологические методы борьбы с рисовым водяным долгоносиком в большинстве случаев не находят применения в промышленных масштабах выращивания риса, но ученые видят большое будущее именно в этом направлении.
Первым зарегистрированным энтомопатогенным рисовому водяному долгоносику организмом стали нематоды семейства мермитид (Mermithidae). Этот вид нематод поражал самок рисового водяного долгоносика, что приводило к снижению их плодовитости. Не сразу полевые исследования закончились успехом, но позднее ученым удалось добиться снижения популяции вредителя на 80%. К сожалению, данный метод был признан экономически неэффективным и не получил дальнейшего распространения.
Энтомофагами рисового водяного долгоносика в естественной среде являются пауки вида Pardosa ramulosa. В 80-х годах прошлого столетия ученые проводили эксперименты с использованием пауков для контроля численности вредителя, но данный метод борьбы встретил препятствие в виде развивающегося каннибализма среди пауков при достижении ими эффективной плотности популяции.
Тем не менее попытки привлечь на сторону сельхозпроизводителей хищных насекомых все еще продолжаются. В настоящее время проводятся исследования, основанные на использовании на рисовых полях органических удобрений с целью организации колоний насекомых, для которых органика представляет питательную среду, и которые, в свою очередь, послужат приманкой для хищников.
Методы микробиологического контроля предлагают больше перспектив исследователям. Уже доказана эффективность в качестве энтомопатогенов ряда грибов Beauveria bassiana (поражают взрослых насекомых) и почвенной бактерии Bacillus thuringiensis (поражают преимущественно насекомых в личиночной стадии). С использованием последних был произведен препарат, который по эффективности оказался сопоставимым с химическими средствами.
Ученые надеются, что лучшее знание биологии рисового водяного долгоносика позволит им выработать более эффективные меры борьбы с вредителем в будущем. На данном этапе наиболее перспективными считаются исследования, направленные на разработку новых синтетических средств защиты растений, которые позволят эффективнее и с меньшим ущербом для окружающей среды контролировать распространение вредителя и снижать вред, который он наносит посевам риса.
Тем не менее определенные разработки ведутся в области микробиологических средств борьбы и выведения сортов риса, более устойчивых к повреждениям, который вызывает вредитель. Рис — важнейшая пищевая культура, и исследования, направленные на снижение потерь урожая от вредителей, всегда будут востребованными.
Елена Нейра