Состояние окультуренных земель в динамике является одним из ключевых факторов продовольственной безопасности. Плодородие почвы возможно в определенной мере поддерживать с помощью применения микроудобрений и инокулянтов посевного материала.
Традиционное восполнение запаса питательных веществ в почве, выносимых с каждым урожаем, осуществляется за счет применения минеральных удобрений. Однако, в России на минеральные удобрения не всегда хватает финансов, особенно, в момент их закупки. Применение органических удобрений (в основном, навоза) имеет ряд ограничений. Соответственно, встает вопрос: какие продукты с наименьшими затратами могут обеспечить растение необходимыми питательными веществами в наиболее усвояемой форме? Одно из решений - применение комплекса микроудобрений, гуминовых препаратов, подкормок в процессе вегетации и постоянный мониторинг потребности растений в конкретных питательных веществах. Рассмотрим использование данного подхода отечественными сельхозпредприятиями на основе данных панельных исследований компании Клеффманн Групп.
Отечественная школа оборота культур имеет богатые традиции, профессиональная подготовка специалистов-агрономов включает составление севооборота в обязательном порядке. Однако в условиях конкретного хозяйства у специалиста, ответственного за составления плана сева и состава культур, всегда есть ограничивающие условия. На первый план выходят не долгосрочные задачи поддержания плодородия почв, а финансовые результаты сезона. Соответственно, преимущества имеют культуры, обеспечивающие потенциально максимальный доход с гектара, не создающие проблем со сбытом урожая и подходящие под возможности хозяйства. Поэтому, часто нормативы по севообороту не соблюдаются. Например, по данным Росстата, в 2019 году площадь такой высокорентабельной культуры как подсолнечник на зерно вновь увеличилась почти на 5%. Сейчас она достигла в целом по Российской Федерации рекордного значения - 8505308 га (2018 – 8106295 га), что составляет 10,7% от общей посевной площади. При этом рост общей площади всех сельхозкультур в 2019 году составил только 0,4% или 285218 га.
Второй аспект - система основной обработки почвы. Внедрение безотвальной или нулевой технологии обработки почвы, обеспечивающей сохранение естественного биогеоценоза и предотвращение развития различных видов эрозии, используется все активнее. Однако, эти виды технологий требуют комплексной и дорогостоящей системы мер, поэтому их используют зачастую только на площадях с наиболее критичной по эрозии почвы ситуацией. В частности, по данным панельного исследования компании Клеффманн Групп, сельхозпроизводители, столкнувшись с ростом количества вредителей, вновь возвращаются к традиционной пахоте. Тем не менее, применение нулевой технологии в течении 10 лет при выращивании пшеницы увеличилось более чем в два раза.
Таблица 1. Доля применяемой основной обработки почвы, в % от посевной площади озимой пшеницы в Российской Федерации / Источник: Клеффманн Групп
Дополнительной сложностью внедрения минимальных и тем более нулевых технологий для российских сельсхозпредприятий является севооборот. По данным панельного исследования «Посевной материал картофеля», практически вся площадь подготавливается вспашкой либо упрощенной обработкой (соответственно ¾ и ¼ площадей). Примерно такое же соотношение для сахарной свеклы. Доля нулевой обработки под посев подсолнечника также невелика и составляет 2-3%.
Сравнительный анализ применения удобрений показывает довольно низкий уровень их использования отечественными сельхозпроизводителями по сравнению со странами Европы или Америки. В России на один гектар обрабатываемой земли используется 40 кг действующего вещества, тогда как аналогичный показатель в Европе и США составляет 130–140 кг, в странах Латинской Америки – почти 90 кг/га. При этом по данным ФАО, рост потребности по всем группам минеральных удобрений продолжится и в ближайшей перспективе.
Основными факторами, ограничивающими внутренний рынок, являются сложности в получении дешевых и длинных кредитов сельхозпроизводителями, зависимость цен на внутреннем рынке от долларовых экспортных контрактов, изменение схемы субсидирования сельхозпроизводителей. Вследствие этого, при значительном уровне внутреннего производства, большая часть российских минеральных удобрений экспортируется. По данным The Observatory of Economic Complexity, химические продукты составляли в 2017 году 5,4% экспорта Российской Федерации, при этом значительную часть из которых составляли минеральные удобрения - в основном они были представлены комплексными, азотными и калийными удобрениями.
Отметим: если решить вопрос платежеспособного спроса российских сельхозпредприятий, внутреннее потребление минеральных удобрений в РФ может ощутимо вырасти. Пока уровень внутреннего спроса покрывает только около 30% выпуска.
Хорошим подтверждением этого тезиса является рост внутреннего потребления минеральных удобрений в России как результат благоприятной рыночной ситуации последних двух лет с реализацией урожая по основным культурам. Еще недавно страна занимала место во втором десятке по объему внутреннего потребления, а в 2018-м году переместилась уже 9-е место. При этом сохраняется и положительная динамика в производстве: по данным Росстат, в 2018 году в Российской Федерации было произведено 22,9 млн тонн (в пересчете на 100% питательных веществ) удобрений минеральных, что на 1,4% превысило уровень 2017 года. При сохранении благоприятной ситуации в текущем году можно надеяться на сохранении данной тенденции.
Поскольку удобрения не являются целевой группой панельных исследований компании Клеффманн Групп по защите растений, данный сегмент продуктов представлен в ограниченном объеме. Дополнительной сложностью является наличие большой номенклатуры аналогичных продуктов сегмента микроудобрений и регуляторов роста, не имеющих четкого брендирования. В результате корректная идентификация - по производителю и дальнейшей дистрибуции – затруднена, и в панели «Защита растений» продукты данной группы представлены частично. Поэтому дальнейшая информация представлена с акцентом на ежегодно либо регулярно учитываемые в данном панельном исследовании продукты.
В целом за пятилетний период в исследовании прошло более 160 продуктов данного сегмента. Площадь однократного применения, в сумме по указанным в анкетах обработкам, составляет ежегодно 2-3 млн га. Наиболее часто называемые группа продуктов - гуматы. Респондентами назывались как конкретные коммерческие названия (например, Борогум-М, Гумат калия Суфлер), так и группа продуктов (наиболее часто – «гумат калия»).
Наиболее часто называемый отдельный продукт - Альбит (Альбит НПФ ООО), указанная респондентами площадь его однократного применения в сумме по всем культурам составляет в среднем по годам около 800 тысяч га.
Спектр компаний производителей представлен в основном отечественными компаниями, специализирующимися на данном сегменте продуктов - Альбит НПФ ООО (Альбит; здесь и далее – широко представленный продуктовый бренд компании), РЭТ НПО (Лигногумат), Башинком (Гуми), Элитные Агросистемы ООО (Микровит). Определенную долю занимают зарубежные специализированные производители - Хайфа Кемикалс (Полифид), Валагро (Мегафол).
Часть рынка приходится на компании-производители пестицидов, при этом наибольшее число ответов приходится на компанию Щелково Агрохим с линейками продуктов Биостим и Ультрамаг.
Самой часто называемой культурой с применением данного сегмента продуктов является с большим отрывом озимая пшеница. По вегетации на неё приходится половина площадей однократной обработки, применение при протравливании на данной культуре составляет более 9/10. Далее пятерку культур с ежегодно значимыми площадями составляют пшеница яровая, ячмень яровой, соя, свекла сахарная, кукуруза.
В качестве причин выбора при обработке по вегетации называются универсальные причины (наиболее часто – «эффективный препарат» - назван каждым третьим респондентом) и специфичные для данной группы («повышает урожайность», «снижает стресс», «влияет на качество продукции», «биологическое земледелие»). Называются и причины совместного применения в том числе с пестицидами – «улучшает действие препарата», «дополнительный эффект».
В сегменте ответов о применении при обработке посевного материала часто указывались «быстрое появление всходов» «действует через корневую систему» «повышает устойчивость [к холоду, засухе], «превентивные меры»; 3 респондента указали в качестве причин выбора данных продуктов «нет денег на покупку», очевидно имея ввиду удобрения/химические продукты.
Номенклатура примененных продуктов насчитывает более тридцати наименований. Как и в предыдущем сегменте, наибольшая доля приходится на продукты специализированных производителей. Наиболее часто назывались продукты Нитрагин (производитель НТЦ БИО) и Ризоторфин (ВНИИ Защиты Растений). Однако в данном случае доля крупных компаний – производителй пестицидов более заметна, в частности это компании БАСФ (продукты Хайкоут Супер, Хайстик Соя), Щелково Агрохим (Ризоформ), Байер (Оптимайз 400).
Площадь, засеянная семенами обработанными продуктами данной группы, в 2017 и 2018 годах составляла более миллиона гектар. Большую часть занимает обработка семян сои, далее с большим отрывом горох и другие бобовые культуры.
Примечательно, что продукты данной группы, в частности Ризоторфин, Ризобакт, Азофит все чаще отмечают при применении на зерновых культурах, хотя только часть из них рекомендована самими производителями для внекорневой подкормки данных культур. Очевидно, одним из ожидаемых эффектов является компенсация отсутствия или недостаточного внесения азотных минеральных удобрений.
В качестве причин выбора назывались «содержание азота», «хорошие всходы», «биологическое земледелие», «экологическая безопасность». Назывались и причины, свидетельствующие о смещении фокуса в восполнении питательных веществ за счет продуктов данной группы, - «потребность в удобрениях», «экономный».
Важное значение продукты указанных сегментов имеют в производстве овощной и плодово-ягодной продукции. Несмотря на то, что площади данных культур невелики по сравнению с полевыми культурами, и объем примененных продуктов в абсолютном выражении меньше, в плодоовощеводстве продукты данного сегмента, по данным компании Клеффманн Групп, применяются достаточно широко. Это позволяет, кроме указанных выше причин, снизить уровень опасности накопления химикатов в конечной продукции.
Для большинства отечественных предприятий критическое значение при принятии решения о применении любой технологической операции, в том числе внесения удобрений, является ее гектарная стоимость. Значительная часть предприятий в большинстве регионов РФ (за исключением Южного, Северо-Кавказского и частично Дальневосточного федеральных округов) пока не может перейти на интенсивное растениеводство. Как следствие уровня получаемой доходности с гектара, хозяйства вынуждены вести крайне осторожную политику по затратам, даже в тех случаях, когда средства у хозяйств в целом есть. Отсюда – применение специальных типов продуктов (микроудобрений, инокулянтов) в качестве основной, а не поддерживающей/дополняющей меры для питания растений и компенсации выноса питательных элементов из почвы с урожаем (исключение - производство биологической продукции, при котором основная роль отводится севооборотам, использованию паров и системе обработки почвы).
Тем не менее, в настоящее время появляется дополнительная возможность оптимизации затрат, применимая практически в любой схеме ведения хозяйства. Речь идет о системах дистанционного мониторинга состояния посевов и уровня фактического содержания элементов в почве, в частности, карты внесения удобрений (созданные на основе карт биомассы) в системе My Data Plant компании Клеффманн Групп. Данные системы позволяют контролировать фактический процесс вегетации и составлять карты потребностей отдельных участков в конкретных питательных элементах.
Николай Барамидзе, менеджер по бизнес-информации и аналитике «Клеффманн Групп»
В статье использованы данные Росстат, ФАО, российских медиа и международных научных конференций.