К сентябрю 2018 года во Франции было запрещено использование пяти неоникотиноидных пестицидов. Примечательно, что этот запрет носит еще более строгий характер, чем в Европейском союзе, в странах которого запрет наложен только на три из пяти популярных пестицидов. Этот шаг был предпринят после череды исследований, подтвердивших потенциально вредное воздействие химических веществ на основе никотина на пчел и водных беспозвоночных.
Вслед за полным запретом пестицидов-никотиноидов во Франции, власти Канады предоставили фермерам три года для поиска альтернатив двум из трех пестицидов на основе никотина, которые в настоящее время одобрены для использования в стране. Канадское Агентство по регулированию борьбы с вредителями (PMRA), в частности, намерено постепенно запретить использование тиаметоксама и клотианидина.
Агентство обратило внимание на эту группу пестицидов в 2012 году в ответ на опасения потребителей по поводу их негативного воздействия на популяции медоносных пчел. Позже, в 2016 году в результате проводившихся исследований было также выявлено негативное воздействие химических составов этой группы и на водных беспозвоночных. Это привело к принятию решения о введении поэтапного запрета на применение этих препаратов.
Европейских экспертов поддержало Агентство по охране окружающей среды США (EPA), исследования которого показали, что насекомые водоемов очень чувствительны к неоникотиноидам. Более того, выяснилось, что воздействие на водных беспозвоночных может оказывать разрушительное воздействие на целые пищевые цепочки и на изначально здоровые экосистемы в целом. Столь гибельное влияние приводило к сокращению численности видов насекомых и критическому изменению межвидовых отношений.
В своем заявлении Агентство также отмечало, что действующие федеральные нормативные показатели, установленные для нормальной жизнедеятельности организмов в водной среде, потенциально недооценивают риски, связанные с воздействием неоникотиноидов и некоторых других химических смесей. Такое заключение не только поднимает вопросы о процедуре допуска продуктов для защиты растений на рынок, но также требует необходимости проведения дополнительных исследований с целью определения степени опасности неоникотиноидов для водных экосистем.
До сих пор неоникотиноиды были чрезвычайно популярными. Это означает, что налагаемые на них запреты вызовут обеспокоенность большого числа фермеров, вынужденных искать альтернативные препараты. Остается открытым и другой вопрос: окажутся ли альтернативные варианты в большей степени приемлемыми для окружающей среды? Кроме того, важно понять: должны ли альтернативные средства применяться в более высоких дозах для того, чтобы быть эффективными?
Очевидно, что воздействие пестицидов и сопутствующие им потенциальные риски для экосистем в целом недооцениваются. Это значит, что до принятия принципиальных решений нужны более объемные наборы проверенных данных экологического характера. Эксперты надеются, что такие данные появятся в ближайшее время благодаря экспериментальной экосистеме E-Flows, которая способна тестировать влияние химических веществ в 60 специальных бассейнах с проточной водой и одновременно контролировать жизнедеятельность множества растений и беспозвоночных. Благодаря этим данным специалисты получат в свое распоряжение инструмент, который никогда не был доступен ранее, для создания сценариев воздействия и эффектов, которые подталкивают науку к выходу за пределы возможностей ныне существующих технологий.
Проблема негативного влияния пестицидов группы неоникотиноидов и насекомых-опылителей хорошо известна российским специалистам. И в России неоникотиноиды оцениваются как очень эффективное средство борьбы против популяций насекомых-вредителей, выработавших устойчивость к целому ряду других пестицидов. Именно поэтому из всех существующих средств защиты растений от вредителей неоникотиноиды считаются очень перспективной группой
Вместе с тем, по данным Всероссийского научно-исследовательского института ветеринарной санитарии, гигиены и экологии распространение инсектицидов является, несомненно, одним из значимых факторов повсеместного снижения численности полезных насекомых-опылителей. Наблюдения показали, что насекомые-опылители, собирающие нектар с обработанных неоникотиноидами растений, получают определенное количество инсектицидов каждый раз, когда кормятся сами или кормят личинок. Эта хроническая интоксикация не приводит к смерти пчёл, но вред от неё вполне ощутим: у насекомых нарушаются способности к обучению и сбору нектара, замедляется развитие колоний, страдает и качество опыления посевов вокруг колонии. Кроме того, у неоникотиноидов, как известно, очень продолжительные периоды действия. Специалисты отмечают, что они способны оставаться в тканях растений в течение нескольких месяцев и даже на срок свыше одного года. С учетом того, что в почве неоникотиноиды способны сохраняться еще более длительное время, они дополнительно представляют немалую угрозу также и микроорганизмам, живущим в водной среде.
По всей видимости, перед сельскохозяйственными научными центрами всего мира возникает не просто утилитарная, а мировоззренческая проблема. Похоже, придется делать сложный выбор: продолжать ли поиск новых химических средств защиты растений или искать другие варианты решения проблемы. Пока большинство сельскохозяйственных регионов склоняются к частичному запрету особо опасных пестицидов и одновременному поиску альтернативных вариантов в рамках системы интегрированной защиты растений.
Перевод Владимира Францкевича