19 августа 2019 в 10:05

Крушения самолетов из-за птиц – почему это происходит и можно ли избежать?

ДЗЕН

Попробуем разобраться в ситуации, какие средства для отпугивания птиц работают, а какие нет

Взлет и посадка авиалайнеров — одни из самых ответственных моментов использования воздушных судов. Именно в это время возникают аварийные ситуации, вынуждающие экипажи самолетов производить вынужденную посадку. И очень часто причиной такой нештатной ситуации становятся птицы.

Аэропорты почти всегда располагаются на достаточном удалении от городов. И именно за городом формируются птичьи стаи в период весенних и осенних миграций. Кроме того, именно за городом находятся сельскохозяйственные угодья, санкционированные и несанкционированные свалки, луга, болота, пруды и озера, которые для птиц являются местом отдыха и кормёжки.

Именно такое соседство, пусть и не очень близкое (птицы при необходимости способны перемещаться на значительные расстояния в короткое время) приводит к конфликту авиации и орнитофауны.

Можно привести множество примеров, когда птицы приводили к аварии воздушных судов, попадая в двигатель самолета. Вот и недавно в аэропорту подмосковного Жуковского попадание чаек в двигатели не привело к катастрофе только благодаря мастерству и выдержки пилотов, сумевших посадить авиалайнер на кукурузное поле.

Как же быть? Полностью избежать полетов птиц в районе аэропортов невозможно, применять отраву бессмысленно (не убьешь же всех птиц). Кроме того, применение сильнодействующих ядов на территории аэродромов или в городских условий и вовсе невозможно. В результате подобные авициды (яды, убивающие птиц) были запрещены к применению во всех странах.

Остается одно — отпугнуть.

Для этого пробовали многие методы. Транслировали крики хищных птиц (живых-то орлов и соколов не выпустишь, они тоже могут попасть в двигатель), но птицы быстро привыкали к отсутствию реальной опасности, да и перед каждым взлетом и посадкой хищных птиц не выпустишь, в пиковое время самолеты взлетают и садятся очень часто. Пробовали создавать шумовые эффекты (вой сирен, например), но уж если птицы привыкали к шуму самолетов, то вой сирен им был нипочем. Использовали лазерные устройства, крупные блестящие диски и панели, но и к ним птицы привыкали.

Но оказывается есть эффективное и экологичное средство, которое работает безотказно — это репелленты. Один из них, Фрайтенавис®, Ж, предлагает компания «Листерра». Этот репеллент обладает специфическим очень неприятным для птиц запахом, который вызывает у них рвотный рефлекс. Поэтому птицы стараются держаться подальше от обработанных Фрайтенависом® территорий. Обработка озелененной части аэропортов полностью исключила присутствие птицы в этом месте и вблизи него.

Одорологические (запаховые) свойства Фрайтенависа® специфичны в отношении птиц и никак не влияют на пищевые предпочтения и пищевое поведение насекомых и млекопитающих. Люди практически не реагирую на запах препарата, а некоторым он даже приятен. В почве они разлагаются в течение одной-двух недель до безопасных продуктов и в тоже время долго держатся на обработанных территориях.

В России есть положительный опыт применения Фрайтенависа®, например, в аэропорте г. Барнаул. Его использование позволило исключить опасность попадания птиц в период их весенней и осенней миграций в двигатели самолетов.

(Автор: А.З.).

Узнать больше о репелленте Фрайтенавис, Ж вы можете в Спецпроекте по ссылке.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ