Еще несколько лет назад на прилавках российских супермаркетов был широко представлен картофель из Египта, Израиля, Белоруссии и других стран. Но отечественные производители активно вытесняют иностранных конкурентов, возвращая себе российский рынок картофеля.
Несмотря на то, что площадь под посевы картофеля в России немного сократилась, его производство устойчиво держится на уровне 22 млн тонн в течение последних лет. По данным Росстата, посевные площади в хозяйствах всех категорий в 2019 году составили 302,3 тысяч га, что на 2,7% (на 8,5 тысяч га) меньше чем в 2018 году.
Посевные площади картофеля в промышленном секторе 2001-2019 годы
Традиционными регионами выращивания картофеля в России остаются Брянская, Тульская, Нижегородская, Свердловская, Московская области. Существенно нарастила производство картофеля Тюменская область. По оценке АБ-Центра, в топ-20 крупнейших регионов по размеру площадей картофеля в промышленном секторе картофелеводства в 2019 году также вошли Астраханская область, Кемеровская область, Тюменская область, Челябинская область и другие регионы России.
В нынешнем сезоне по предварительным оценкам, урожай картофеля в России останется на уровне 22 млн тонн.
Динамика производства картофеля в хозяйствах всех категорий в 2010-2019 гг. Источники: Росстат, МСХ
У российского рынка картофеля есть особенности, которые неохотно озвучивают в «парадных» докладах. Одна из них – роль личных, частных хозяйств в производстве картофеля. Так, в валовом сборе по итогам за 2018 год в целом по стране на долю хозяйств населения приходилось 68% или более 15 млн тонн. На промышленное производство осталось 32% или чуть более 7 млн тонн, при этом почти 3 млн из них приходится на фермерские хозяйства. Другими словами, в личных хозяйствах россияне выращивают картофеля больше в два раза, чем в промышленном секторе. Эта соотношение сохраняется несмотря на то, что, по данным Росстата, хозяйства населения площади под картофель на 3,9% (до 975,7 тысяч га).
По мнению президента Картофельного союза Сергея Лупехина, в этом году валовой сбор картофеля в сельхозорганизациях и КФХ сохранится на уровне 7 млн тонн, как в прошлом году. Объем производства картофеля в промышленном секторе почти не меняется, зато активно развивается его переработка. Причем поставки картофельной продукции осуществляются не только на внутренний рынок, но и на экспорт. Крупные сельхозпроизводители активно развивают совместный бизнес с иностранными переработчиками даже в условиях экономических санкций, введенных против России.
В 2018 году в Липецкой области начало работу совместное предприятие ГК «Белая Дача» и Lamb Weston/Meijer — завод по производству картофеля фри. Липецкий картофель фри производят для внутреннего рынка, а также на экспорт в Израиль, Европу и страны Африки. Канадская McCain приняла решение об инвестициях в России и планирует построить завод мощностью 200 тысяч тонн. Стоимость проекта составляет 100 млн евро, регионом реализации могут быть Орловская или Брянская области.
Удастся ли производителям картофеля выгодно реализовать свою продукцию в нынешнем сезоне? Хороший урожай, собранный в российских регионах, не способствует подорожанию продукта. В центральных регионах России и в Поволжье оптовые партии картофеля реализуются по цене на уровне прошлого года или чуть ниже. Производители картофеля надеются, что это временно, и постепенно цены вырастут из-за внешних факторов. Так, основной объем белорусского картофеля в этом году направляется на Украину, где в этом году неурожай. Египет, как и в прошлом году, ориентируется на поставки в Европу. Многие европейские страны в этом году пострадали от засухи, поэтому Египет вновь направит значительную часть своего картофельного экспорта в «старый свет».
Кроме того, развиваются отечественные предприятия по переработке картофеля, которые все активнее потребляют отечественный продукт. Так, липецкое предприятие «Лэм Уэстон Белая Дача» планирует запуск второй очереди и, возможно, третьей. В Рязанской области после модернизации вновь заработал завод «Касимовский картофель». В сентябре в Тюменской области состоялось официальное открытие завода «КРиММ». Это дает надежды российским производителям картофеля на постепенный рост закупочных цен.
Развитие переработки картофеля повышает спрос на специализированные сорта. К сожалению, большинство из них - западной селекции, поскольку отечественные не могут с ними конкурировать по качеству. Насколько изменится такая ситуация в будущем, пока сказать трудно. Существует Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства до 2025 года, которая предусматривает создание конкурентоспособных сортов картофеля. «Оптимизма в направлении селекции сортов для фри и чипсового картофеля у нас пока мало, хотя он, наверное, должен присутствовать, — рассуждает исполнительный директор Картофельного Союза Алексей Красильников, — потому что существует пилотная программа развития селекции и семеноводства картофеля, на которую только из федерального бюджета выделено около 11 млрд руб. В программе заявлено около 24 участников. Согласно этой программе, предполагается, что к 2025 году российскими селекционерами будет выведено не менее 12 сортов отечественной селекции, не уступающих по своим качествам сортам зарубежной селекции».
Пока Федеральная программа не реализована, российские сельхозпроизводители по-прежнему закупают семенной картофель из-за рубежа. Ввоз семенного материала в Россию из других стран должен упроститься и ускориться, благодаря системе «Выдачи разрешений на ввоз подкарантинной продукции в целях ее использования для посевов и посадок» (система ВРВПП) на базе ФГИС «Аргус-Фито», которая проходит стадию тестирования и планируется к вводу в эксплуатацию до конца 2019 года. Система позволит вести учет поданных заявок и выданных в соответствии с ними разрешений на ввоз семенного и посадочного материала, луковичных культур и отслеживать статус поданных заявок в режиме онлайн.
Коме того, в будущем году должна быть запущена Федеральная государственная информационная система в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений (ФГИС «Семеноводство»), разработанная Минсельхозом. Система должна обеспечить участникам рынка возможности отслеживать происхождение каждой партии семян, ее логистику, сбор роялти и другие параметры.
Запуск новых систем должен позволить вовремя обеспечить российских картофелеводов качественным семенным материалом и не допустить его дефицит в сезон посадки.
Лариса Южанинова