Новые руководства по пестицидам направлены на быстрый поэтапный отказ от рискованных токсинов
Интервью, посвященное публикации нового Руководства по пестицидам, для газеты «Защита растений» дал главный эксперт ФАО по пестицидам Гарри Ван дер Вульп.
— Почему именно сейчас появились новые рекомендации?
— Во многих странах особо опасные пестициды по-прежнему представляют неприемлемо высокий уровень риска для пользователей и окружающей среды. В новых Рекомендациях по обращению с особо опасными пестицидами содержатся рекомендации правительствам стран по идентификации таких пестицидов и оценке рисков, а также варианты действий по минимизации рисков.
Новые рекомендации также имеют особую важность в свете резолюции 4-й Международной конференции по обращению с химическими веществами. Эта резолюция призвала к согласованным действиям в отношении особо опасных пестицидов и приветствовала принятие «Стратегии по обращению с особо опасными пестицидами в контексте Международного стратегического подхода к регулированию обращения с химическими веществами (SAICM). Вышеуказанные новые рекомендации являются стержневым элементом этой стратегии.
ФАО также выпустила Инструментарий по регистрации пестицидов. Это поможет регистрирующим органам в оценке риска для принятия более осознанных решений о запрете или разрешении использования какого-либо конкретного пестицида.
— Можете привести пример особо опасных пестицидов, которые на данный момент запрещены к применению в развитых странах, но применяются в развивающихся? Каким образом ФАО получает такую информацию?
— ФАО не ведет списка «запрещенных» пестицидов. Однако информация из стран, где используются пестициды, применение которых строго ограничено, собирается нами для стран-участниц Роттердамской конвенции в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле. Эта информация публикуется каждые шесть месяцев в Циркуляре Процедуры предварительного обоснованного согласия (PIC).
— Какие препараты, по вашей оценке, входят в группу особо опасных пестицидов и могут быть заменены менее опасными продуктами?
— Каждая страна должна сама решать, какие пестициды следует считать особо опасными. Может ли пестицид считаться особо опасным — зависит от условий, в которых он применяется в стране.
Рекомендации описывают пошаговый процесс оказания помощи странам по обращению с особо опасными пестицидами. Указанные шаги включают: идентификацию, оценку и минимизацию риска. Первичная идентификация основывается на критериях из Рекомендаций. Затем необходимо проводить полевые исследования и оценку с целью обнаружения существующих проблем с указанным пестицидом.
Задача Рекомендаций заключается не в создании списка пестицидов, заменяющих запрещенные, а в оказании помощи правительствам стран по организации процесса работы. Рассматриваются также альтернативные подходы, такие как комплексная стратегия борьбы с вредителями (IPM), на основе которых принимаются решения о применении или неприменении пестицидов. Если применение пестицидов представляется необходимым, в большинстве случаев вместо особо опасных пестицидов могут использоваться менее опасные.
— Какую помощь ФАО планирует оказать России в проведении инвентаризации, оценке рисков и фактических потребностей для принятия соответствующих мер по снижению риска?
— Рекомендации по обращению с особо опасными пестицидами и Инструментарий по регистрации пестицидов доступны для всех стран. Они будут изданы и на русском языке. Целевая помощь может быть оказана через Представительство ФАО в Москве. В 2014–2015 годах в рамках финансируемого ФАО и ЕС проекта по совершенствованию обращения с пестицидами в странах бывшего Советского Союза ФАО провела несколько тренингов в регионе Восточной Европы, Закавказья и Центральной Азии для повышения уровня информированности представителей власти и общественности о рисках, связанных с применением опасных пестицидов в сельском хозяйстве. В этих тренингах принимала участие и российская неправительственная организация.
— Какие меры входят в Инструментарий для оказания помощи правительствам в проведении оценки рисков в рамках их национального процесса по классификации пестицидов?
— В регистрационных органах некоторых развитых стран служат более 100 человек. В развивающихся странах ту же самую работу зачастую должны выполнять от 2 до 5 человек. Очевидно, что в таком случае невозможно осуществлять всеобъемлющую оценку рисков и продуктов. Одна из целей Инструментария заключается именно в оказании помощи ограниченным в ресурсах регистрирующим органам (по причине нехватки персонала и/или финансирования) делать как можно больше в условиях нехватки ресурсов. Это позволяет таким регистрирующим органам выбирать параметры оценки, являющиеся наиболее приоритетными для своих стран, и оптимально использовать результаты оценки рисков, полученные в странах, имеющих возможности для проведения исчерпывающего анализа.