20 марта 2016 в 10:28

10 главных трендов мировой агрохимической промышленности

ДЗЕН

Слияния, внутренняя оптимизация, ИТ, бартер, единые платформы будут управлять развитием глобального рынка в ближайшие годы

Согласно отчету Global Harvest Initiative (GHI) за 2015 год о мировом рынке сельхозпродукции, темпы роста глобального производства второй год подряд обнулились. За этот период цена сельскохозяйственной продукции продолжала падать, валюта девальвировалась. Кроме того, время от времени происходили различные природные катаклизмы. Все это в минувшем году привело сельскохозяйственную рентабельность к падению до исторически низкого уровня 2002 года. В частности, продажа агрохимикатов упала на 8,5% до $51,84 млрд.
Что же является главными трендами агрохимической промышленности на таком фоне?

Слияния & Поглощения


По информации Dealogic, сделки глобальных слияний и поглощений в прошлом году составили $5 трлн, что превысило исторический рекорд 2007 года в $4,6 трлн. Слияния и поглощения сельскохозяйственной отрасли года полностью отражают общее состояние бизнеса.
В декабре 2015 года химические гиганты США DuPont и Dow Chemical объявили о слиянии, в результате чего появилось второе по величине в мире химическое предприятие с рыночной стоимостью $130 млрд. Затем этот титан американской индустрии разделится на три независимые компании, которые после официальной регистрации станут специализироваться в области сельского хозяйства, материалов и специальных продуктов.
События вокруг состоявшейся сделки оказывают серьезное влияние на всю мировую агрохимическую промышленность, в том числе и на ближайших конкурентов. Начинается новый виток слияний и поглощений, что и подтвердило последующее приобретение Syngenta китайской компанией ChemChina. Эти две знаковые сделки по объединению показывают, что все больше и больше слияний может произойти между крупными бизнес-группами.

Внутренняя реструктуризация и внешнее расширение
Сельскохозяйственные гиганты не только искали сотрудничества с сильными партнерами, но и одновременно занимались внутренней реструктуризацией. Основные игроки рынка активно проводят реорганизацию бизнеса, упрощают внутреннюю структуру, объявляют об очередной волне увольнений и т. д. Эти меры по снижению затрат и увеличению доходов указывают на движение мировой экономики вниз к «точке замерзания». Возможности для выживания сельского хозяйства в «суровую экономическую зиму» теперь во многом зависят от стратегической корректировки предприятий. Важно суметь сделать прорыв, найти новое жизненное пространство и превратить кризис в новые возможности. Предприятия вовлекают главным образом венчурный капитал, надеясь открыть новые источники роста. Можно предвидеть, что агрохимические гиганты будут участвовать в захвате внешних инновационных технологий и ресурсов, интенсивно конкурируя друг с другом за приобретение активов.
Есть информация, что Monsanto и Syngenta недавно создали или расширили свои соответствующие департаменты, чтобы заниматься инвестициями в новые технологии или бизнес-области и получить возможность приоритетного выхода на передовые технологии, связанные с пищевыми рецептами или борьбой с вредителями.
В 2015 году компания Syngenta Ventures сделала последовательные шаги для вхождения в сельскохозяйственные исследовательские фирмы AgBiome и AgriMetis, а также в Phytech. Корпорация Monsanto в союзе с Novozyme вложила инвестиции в размере $5,70 млн в PlantResponse. Субконцерн Bayer CropScience присоединился к другим инвестиционным фирмам по сбору средств в $150 млн для расходов на развитие новых сельскохозяйственных технологий.

Информационные технологии


Вложения в отрасль извне не только помогли решить проблему финансирования, но также ввели механизм конкуренции для ускорения реформ и развития сельского хозяйства. Инвестиции привлекались во всю цепочку сельскохозяйственной промышленности, в том числе — в точное земледелие, безопасность пищевых продуктов, заменители пищи и роботизированные комплексы. Точное земледелие является фаворитом для инвесторов. За сельскохозяйственными ИТ-компаниями, способными браться за выполнение такого рода задач, инвесторы просто гонялись.
В 2015 году Google Ventures сотрудничала с различными компаниями при инвестировании в сельскохозяйственные интернет-услуги компании Farmers Business Network ($5 млн), в высокотехнологичную сервисную компанию по ирригации CropX, в компанию по программному обеспечению сельского хозяйства Granular ($18,70 млн). В октябре 2015 года IBM вложили $2 млрд, чтобы приобрести The Weather Company; в ноябре 2015 года компании Spensa было предоставлено $2,5 млн на финансирование программы по более точному управлению контролем за вредителями.

Платформа сотрудничества
Спад мирового рынка поставил традиционный агрохимический бизнес в режим испытания и переход к новому формату работы. Опыт Monsanto по созданию Платформы Решений по Управлению Растениеводством (Crop Management Solutions) Roundup Ready PLUS® может быть полезной для всей отрасли.
Платформа Roundup Ready PLUS® возникла из программы Cotton Performance PLUS, инициированной Monsanto в 2008 году. В настоящее время платформа интегрирована с продуктами FMC, Sumitomo Chemical и ADAMA для хлопка, сои, кукурузы, сахарной свеклы и арахиса. Организована группа экспертов, способных обеспечить производителей практическими советами по выращиванию культур. Есть также система поощрения фермеров, позволяющая оказывать в том числе финансовую поддержку.

Бартерная торговля


Бартер — старая торговая форма — снова рассматривается как один из путей решения проблемы нехватки оборотного капитала. В Бразилии при обесценивании национальной валюты, которая упала на 33% в прошлом году, бартер оказался поворотом к новым возможностям. Согласно имеющимся данным, выплата на основе бартера в Бразилии в 2015 году выросла до 40% и способна достичь новых высот в ближайшие годы. Как предполагается, пестициды и удобрения будут наиболее распространенными товарами для меновой торговли. По прогнозам, в 2016 году удобрения, пестициды и семена, привязанные к бартеру, достигнут $13 млрд, что превысит пиковое значение бартерной торговли в 2004—2005 годах.
Глобальные производители и трейдеры, такие как Cargill и CHS, New Holland, Agco Corp, Syngenta, Bayer и BASF, начали активную бартерную торговую деятельность. CHS открыл первую единую бартерную сервисную станцию (всего их 7), где фермеры могут использовать сою или кукурузу, чтобы купить удобрения, семена и агрохимикаты. В 2015 году Bayer CropScience достиг четырехкратного роста бартерной торговли в Бразилии по сравнению с 2014 годом. Как ожидается, этот рост продолжится и в 2016 году. Доход компании BASF от бартерной торговли в Бразилии увеличился на 30–35%.
Для предприятия бартер имеет особые преимущества в условиях денежного и кредитного кризиса. Он не только снижает запас непроданных товаров и обеспечивает поставки сырья, но также и обеспечивает предприятиям более экономичные каналы развития. Эксперты предполагают, что в ближайшие годы бартер станет способен доминировать как торговая форма на бразильском агрохимическом рынке и может быть применен к другим сферам бизнеса.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ