Новый глава Bayer Biologics Маркус Медоуз-Смит выводит формулу успеха на пестицидном рынке
Самым неожиданным событием на пестицидном рынке в 2012 г. стало приобретение компанией Bayer CropScience научно-производственной фирмы, сосредоточенной исключительно на биопестицидах, — AgraQuest. Сумма сделки составила около 500 млн долл. Бывший генеральный директор AgraQuest, а теперь глава Bayer Biologics Маркус Медоуз-Смит утверждает, что это событие не следует рассматривать как поглощение одной маленькой фирмы транснациональным гигантом. Это был естественный шаг, необходимый для обеспечения более широкого доступа к рынкам, чего нельзя было достичь в одиночку.
Выгодная сделка
«Мы отвергли другие предложения, поскольку Bayer смог дать то, от чего было сложно отказаться, — с энтузиазмом рассказывает г-н Медоуз-Смит. — В AgraQuest продажами занималась команда из 12 сотрудников. После августовской сделки только в США над реализацией наших продуктов стало трудиться 200 человек, работающих в Bayer, а во всем мире, я полагаю, теперь этим занимаются около 7 тыс. специалистов».
До последнего времени продукты AgraQuest были представлены в 30 странах. Во многих из них приходилось действовать через партнеров, и часто такое сотрудничество было недостаточно эффективно, пишет британский журнал Agrow. Войдя в состав Bayer Biologics, компания получила доступ к рынкам 120 стран. По словам бывшего руководителя, AgraQuest даже не могла мечтать о таком в ближайшие 10 лет. Но, как предупреждает г-н Медоуз-Смит, придется подождать, пока эти продукты пройдут процедуру регистрации. Вместе с тем дело пошло быстрей, так как за него взялась большая команда.
В Bayer решения для защиты растений, сочетающие химические и биологические продукты, а также высокопродуктивные сорта, объединены в подразделение BioScience. C обретением AgraQuest оно смогло значительно продвинуться вперед. Хотя визитная карточка г-на Медоуз-Смита теперь ясно указывает, что он работает на Bayer, он уверяет, что на маркетинге продукции AgraQuest это практически не отразилось.
Стратегическое видение
К моменту прихода в AgraQuest в 2008 г. г-н Медоуз-Смит имел за плечами приличный опыт работы на руководящих должностях в пестицидных компаниях Sumitomo Chemical и Chemtura. После ухода из Chemtura г-н Медоуз-Смит намеревался устроиться в другую крупную корпорацию. Когда же ему предложили перейти в AgraQuest, он поначалу не воспринял это всерьез.
Но компания уже тогда активно сотрудничала с Bayer, и это стало решающим аргументом. Руководитель Bayer Biologics указывает на коренное различие межу AgraQuest и BioScience. У первой не было абсолютно никакой стратегии. И новый руководитель занялся ее созданием.
Через два года после его прихода, в 2010 г., AgraQuest получила Премию Agrow за лучшее стратегическое видение. Он сделал компанию лидером в разработке микробиологических препаратов. AgraQuest долгое время нацеливалась на сектор органического сельского хозяйства, доля которого на рынке продуктов питания едва достигала 2%. Г-н Медоуз-Смит решил, что миссия компании состоит в том, чтобы качественные продукты питания и благоприятная окружающая среда были доступны каждому. А этого нельзя достичь, не повернувшись в сторону традиционного сельского хозяйства.
Такой поворот позволил выделиться на фоне конкурентов. Компания взялась за разработку средств защиты растений (СЗР), сочетающих биологические продукты и химические препараты. И смогла предложить традиционному сельскому хозяйству средства с эффективностью, сопоставимой или даже более высокой, чем у синтетических пестицидов. Например, первый почвенный фунгицид на основе Bacillus subtilis обеспечивал также эффект повышения урожайности. Другим серьезным шагом стало использование более крупных компаний в качестве дистрибьюторов продукции AgraQuest.
В результате темпы роста продаж достигли 30% в год. Доля компании в секторе биопестицидов достигла 10%, что равносильно объему продаж в 1,5 млрд долл.
Г-н Медоуз-Смит не исключает, что другие компании попытаются повторить эту модель, однако вряд ли кому-то удастся достичь столь впечатляющих результатов. Ведь его стратегическое видение подкреплялось наличием высококвалифицированной команды и инвестициями на науку и разработки в размере 100 млн долл.
Инвестиции в биопродукты
«Интеграция биологических продуктов с химическими, а также устремление в сторону сложных композиций, баковых смесей и программ обработки наряду с отказом от некоторых других подходов позволили Bayer укрепить позиции на рынке, — продолжает г-н Медоуз-Смит. — Мне очень нравится нынешняя стратегия компании».
Bayer по собственной инициативе начала отказываться от всех веществ, попавших в I класс опасности в списке ВОЗ/ФАО ООН. Она работает над созданием решений, объединяющих в единое целое семена, химические препараты и биологические продукты. Если они хорошо сочетаются друг с другом, то обеспечивается лучшая защита и повышается продуктивность растений.
Опыт команды AgraQuest оказался очень полезен. Уже готовившаяся к уходу из Bayer Сандра Петерсон сказала, что успех комбинированного продукта для обработки семян на основе клотианидина и Bacillus firmus стал катализатором приобретения AgraQuest. Этот продукт разбил предубеждение, что эффективность биологических средств никогда не сравняется с тем, что способно дать химическое производство.
Г-н Медоуз-Смит доказывает, что современные биологические средства отличаются от тех, какими они были прежде. Теперь их можно хранить пять лет без холодильника, легко применять и интегрировать в действующие программы защиты растений, не говоря уже о существенно возросшей эффективности.
Сегодня Bayer расширила команду ученых и разработчиков, занимающихся геномикой, процессами ферментации, химией естественных процессов и микробиологией. Серьезные инвестиции направляются на развитие научно-исследовательского центра, расположенного на месте штаб-квартиры AgraQuest в Калифорнии, и производственных мощностей в Мексике.
В планах Bayer CropScience — инвестиции в размере 5 млрд евро в развитие науки и разработок в течение 2011—2016 гг. Они будут направлены на создание новых химических продуктов, сортов и семян, а также биологических СЗР. Часть средств, которые первоначально предполагалось отдать на химическую отрасль, направлены на укрепление нового биологического бизнеса.
Потенциал продаж
«Мы вступаем в самую настоящую эру биологии», — уверенно предсказывает новый руководитель Bayer Biologics. При этом он не считает, что какой-либо из рынков биологических препаратов приблизился к пику развития.
Даже сектор фруктов и овощей в США, где биологические СЗР занимают существенную долю, имеет более высокую емкость. И это станет хорошо заметно, если американские законодатели возьмут ориентир на европейскую модель. Г-н Медоуз-Смит полагает, что с переизбранием Обамы Агентство по охране окружающей страны станет еще более «зеленым». Отмена регистрации ряда химических пестицидов откроет дорогу биологическим продуктам.
Что касается полевых культур и обработки семян, то тут Bayer Biologics находится в самом начале пути. Еще предстоит доказать производителям сои и кукурузы преимущества биологических средств защиты. AgraQuest начала работать в этом направлении. Об этом свидетельствует успех препарата на основе Bacillus subtilis для защиты рапса и картофеля. На 2014 г. запланировано наступление на фронтах кукурузы и сои. Для них создаются средства для обработки семян, почвы и вегетирующих частей растений.
Объем рынка
Основным фактором отказа от пестицидов и агрохимикатов становятся не регулирующие органы, а супермаркеты и покупатели. «Если вы хотите продавать продовольственные товары в британских Tesco или Marks & Spencer, то придется соответствовать их строгим требованиям», — говорит г-н Медоуз-Смит. Но он предупреждает, что на авторизацию продуктов требуется пять лет. Поэтому взрывного развития ждать не приходится.
По данным исследовательской компании Frost & Sullivan, к 2020 г. рынок биопестицидов вырастет более чем в 3 раза и достигнет 4 млрд долл.
Bayer надеется укрепить позиции в нишах биологических продуктов, семян и относительно безопасных пестицидов. Только повышение требований покупателей и ретейлеров к качеству продовольствия открывает нишу в 2—3 млрд долл. Под давлением контролирующих и регулирующих органов, заставляющих переходить на программы предупреждения развития устойчивости патогенов к пестицидам, рынок для биопродуктов расширяется еще на 3—7 млрд долл. А желание производителей получить продукты, обеспечивающие защиту растений и повышение урожайности, открывает дополнительную нишу в 6—7 млрд долл.
Будущее отрасли
В 2013 г. в США Bayer планирует начать продажи биологического акарицида с 28-дневным защитным действием. Аналогичной эффективностью обладает химический инсектицид абамектин. Новые технологии переработки сырья и ферментации позволили существенно снизить цену биопрепарата, увеличив при этом его эффективность. В результате по соотношению цена/эффективность биологический препарат стал равнозначен химическому.
В ближайшие 4 года компания планирует вывести на рынок фунгицид на основе Bacillus subtilis, несколько других бактериальных фунгицидов и инсектицидов, а также фунгицид/бактерицид. Эти продукты Bayer Biologics предназначены для овощеводства и садоводства, но г-н Медоуз-Смит подчеркивает, что компания намерена двигаться и в направлении полевых культур.
Интегрированные химико-биологические решения — это будущее пестицидного рынка, не сомневается он. И состоявшиеся недавно поглощения Becker Underwood компанией BASF и Pasteuria Bioscience компанией Syngenta, а также готовящееся приобретение Devgen, еще раз подтверждают, что микроорганизмы начинают играть ключевую роль в защите растений от болезней и вредителей.
Александр Никитин