Одной из ключевых особенностей индийского рынка является его высокая самообеспеченность и закрытость для импорта большинства продуктов сельского хозяйства.
«Рынок продукции АПК Индии – один из самых защищенных в мире. Это обусловлено его высокой социальной и политической значимостью для страны. Ситуация будет меняться по мере изменения структуры индийской экономики в сторону увеличения доли промышленного сектора и создания новых рабочих мест. Одновременно с этим приоритет для Индии – развитие переработки, транспортной и складской инфраструктуры для повышения эффективности сектора АПК. Наибольшие объемы импорта Индии приходятся на растительное масло (наиболее актуальная для России, но не единственная позиция), фрукты, бобовые, хлопок, кешью. Хорошие перспективы у таких культур, как овсяная крупа, ячмень, рожь. Растет и импорт других позиций, диктуемый меняющимися предпочтениями индийских потребителей и повышением их благосостояния», – рассказывает руководитель направления по исследованиям Индии Института исследований развивающихся рынков «Сколково» Лидия Кулик.
Однако большинство видов таких товаров подвергаются высоким пошлинам, целью которых побудить стимулировать приток иностранных инвестиций в местное производство.
«Но и с завышенной ценой импортная продукция находит своего потребителя. Хотя индийский рынок в целом чрезвычайно чувствителен к цене, даже небольшие ниши дорогой продукции могут быть весьма емкими. Нестабильные климатические условия Индии также открывают окна возможностей для российских экспортеров», – говорит эксперт.
В последние годы товарооборот агропродукции между Россией и Индией заметно возрос. В 2022 году он увеличился на 58%, включая рост российского экспорта в 2,4 раза, достигнув 768 млн долларов США. В текущем году Россия продолжает увеличивать поставки продовольственных товаров на индийский рынок.
В январе-ноябре 2023 года российский экспорт продукции АПК в Индию вырос на 52% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, превысив 1 млрд долларов США. За 11 месяцев в Индию в общей сложности поставлено более 1,1 млн тонн продовольствия из России, что в 2,5 раза больше, чем в январе-ноябре 2022 года.
Наиболее крупной категорией продовольствия, экспортируемого из России в Индию, является подсолнечное масло. С начала текущего года отгружено 852 тыс. тонн (в 2,5 раза больше, чем в аналогичный период прошлого года), стоимость составила 793 млн долларов США (+47%).
В последние годы Россия активно увеличивает поставки подсолнечного масла в Индию и сегодня является ведущим поставщиком в этом сегменте.
По состоянию на начало декабря Индия является лидером по объему закупок российского соевого масла. В январе-ноябре отгрузки выросли в 2,7 раза до 181 тысячи тонн физического объема и на 74% до 164 миллионов долларов США в стоимостном выражении.
Чечевица также входит в топ-3 экспортируемых в Индию категорий продукции. После двухлетнего перерыва поставки возобновились в октябре 2022 года. С начала 2023 года из России в Индию экспортировано более 41 тысячи тонн сушеной чечевицы на сумму 33 миллиона долларов США.
Кроме того, за 11 месяцев Россия поставила в Индию 27 тысяч тонн семян кориандра, что на 9% меньше, чем в аналогичном периоде 2022 года. Эта поставка оценивается в 15 миллионов долларов США, что на 35% меньше прошлого года. Несмотря на сокращение, Индия остается крупнейшим импортером кориандра из России в этом году.
Таким образом, к началу декабря Индия занимает 8-е место среди крупнейших покупателей российских продовольственных товаров, в то время как по итогам 2022 года она находилась на 11-м месте.
«Индия – крупнейший импортер растительных масел, в связи с чем является очень привлекательным рынком для российских экспортеров масложировой продукции. Если раньше отечественные производители относились к Индии как к крайне сложному рынку, то на сегодняшний день уже выстроили логистические и финансовые цепочки и готовы активно работать на этом рынке. Сейчас подсолнечное масло обладает высокой ценовой конкурентоспособностью, в связи с чем в этом сезоне ожидается рекордный импорт Индией подсолнечного масла – около 3 млн тонн. Львиную долю в этом объеме составят поставки из России», – говорит независимый эксперт Илья Ильюшин.
«Значительные перспективы также имеются в развитии поставок зернобобовых культур на индийский рынок. Ежегодно Индия импортирует примерно 500 тыс. тонн чечевицы, преимущественно из Канады и Австралии. Как и в случае поставок гороха в Китай, которые прогрессивно растут с начала сезона 2023/24, Россия вполне бы могла составить конкуренцию по поставкам чечевицы в Индию», – комментирует председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин и советует российским растениеводам уделять больше внимания объемам производства и качеству зернобобовых культур, адаптируя свой севооборот и агротехнологии.
Руководитель комитета по экспорту Союза производителей соков, воды и напитков Роман Медведев также рекомендует присмотреться к индийскому рынку: «Растущее население, статус самой многочисленной страны мира, географическая близость определяют перспективы увеличения поставок продовольственных товаров из России. Сейчас российские экспортеры напитков прощупывают каналы сбыта в южноазиатской стране: в первую очередь в регионах, где присутствует межэтническая связь (Гоа), и далее перемещаясь в основные центры потребления – Дели, Мумбай, Бангалор и Калькутта. В настоящее время существует целый ряд барьеров для проникновения на индийский рынок. Тем не менее, понимая колоссальные перспективы и грядущие изменения в уровне доходов, модели потребления, глобальных логистических цепочках, необходимо активное изучение и тестирование рынка. Компании, которые будут готовы лучше других стартовать этот марафон, в ближайшие 10 лет получат возможности, превосходящие те, что имеют западные компании на рынке КНР в настоящее время».
Активность российского экспорта сельскохозяйственной продукции в Индию зависит от развития инфраструктуры и расширения транспортно-логистических возможностей. Особое значение имеет развитие международного коридора "Север-Юг", который позволит сократить транспортные издержки.
«Для снижения транспортных расходов также важно, чтобы увеличивались индийские поставки в Россию. Сейчас идет поиск новой комплементарности, деловые круги двух стран активно налаживают новые связи и перестраивают цепочки поставок. Одновременно развиваются транспортные коридоры, что дает основания рассчитывать на расширение спектра двусторонней торговли, в том числе в сфере сельскохозяйственной продукции», – говорит Лидия Кулик.
На сельскохозяйственную продукцию средний тариф в стране составил 40%, а доля товарных субпозиций с тарифами выше 15% достигла 95%.
«В целом видятся перспективы увеличения поставок в Индию таких товаров, в которых у страны имеется существенная импортная потребность, а именно чечевицы, соевых бобов, соевого и подсолнечного масла, а также их жмыхов, различных кормов для животных. По некоторым из этих товаров в настоящее время у Индии довольно высокий уровень тарифной защиты, что препятствует активному экспорту из ЕАЭС. Но уверен, что эти и другие вопросы будут широко обсуждаться в рамках работы по заключению соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Индией», – заключает директор Департамента агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии Армен Арутюнян.
На данный момент специалисты Федерального центра "Агроэкспорт" в сотрудничестве с компанией Strategy Partners и ведущими производителями продукции сельскохозяйственного комплекса и экспертами занимаются разработкой концепции, направленной на повышение конкурентоспособности российского АПК на рынке Индии.
В рамках концепции проведен анализ потенциала экспорта как сырьевых товаров, по которым Индия сохраняет зависимость от импорта, так и продуктов с добавленной стоимостью. Были изучены перспективные каналы распределения, предложены эффективные бизнес-модели для работы на индийском рынке и представлены инструменты для продвижения российских продуктов. Ключевые выводы концепции планируется представить отраслевому сообществу в 2024 году.
(Источник: Федеральный центр «Агроэкспорт». Автор изображения: Анна Медведева, AgroXXI.ru).
