Всего пару лет назад был принят федеральный закон №243-ФЗ, который обязал все предприятия, связанные с животноводством, ввести обязательную электронную ветеринарную сертификацию продукции. Идея хорошая, ведь она помогает бороться с фальсификацией мясной продукции, вымогательством, коррупцией и подделкой документов. Но как же правильно организовать оформление документов в электронном виде и упросить работу предприятия? Об этом рассказал Михаил Иванович Королев директор компании «Матрица», занимающейся автоматизацией процессов в животноводстве

- Расскажите, что такое ветеринарная сертификация и как она работает?

 - Ветеринарная сертификация существовала всегда, ведь именно она была гарантом пищевой безопасности и здоровья граждан в России. Поэтому любая продукция животного происхождения от производства до прилавка должна находится под строгим контролем и надзором.

Кстати, хорошим подтверждением этого аргумента стала пандемия коронавируса, ведь по одной из версий источником вируса COVID-19 стала именно летучая мышь, употребленная человеком в пищу.

Ранее ветеринарная сертификация была неудобным и монотонным процессом, который отнимал много рабочего времени у производителей. А также лишал покупателей уверенности в качестве приобретаемого товара. Бумажные сертификаты и свидетельства было очень просто фальсифицировать или потерять, что открывало новые возможности для производства и продажи некачественной продукции.

 - Теперь ведь оформление документов проводится только в электронном формате? Зачем была введена система ФГИС «Меркурий»?

 - Автоматизированная система «Меркурий» — это решение, которое должно повысить биологическую и пищевую безопасность, установив государственный ветеринарный контроль на территории России. А ключевая задача электронной сертификации заключается, конечно же, в борьбе с фальсификацией свидетельств, вымогательством и коррупцией.

Проще говоря, невозможно отследить и оперативно проверить бумажные сертификаты, поэтому автоматизированная система «Меркурий», разработанная Россельхознадзором, должна решить вопрос с контролем качества продукции в России и в странах Таможенного союза.

Теперь покупателю колбасы не обязательно верить продавцу на слово, ведь всю информацию о качестве товара можно легко проверить и отследить. Каждый может узнать, где была произведена продукция, кто ее изготовил и даже на каком предприятии росла свинья, и что она ела.

А производителей продукции сертификация защитит от подделок, которые могут быть выпущены под их брендом. Именно такой подход в контроле продукции позволит гарантировать пищевую безопасность на каждом этапе производства и реализации.

 - Значит теперь все животноводческие предприятия обязаны подключаться к ФГИС «Меркурий»?

 - Да, теперь все организации, которые работают с продукцией подконтрольной ветеринарным органам обязаны работать с системой «Меркурий». В их число входят молокозаводы, птицефабрики, мясокомбинаты, фермы, производители морепродуктов, а также поставщики продукции, розничные магазины, рестораны и кафе.

Список немаленький, поэтому узнать точно нужно ли подключать «Меркурий» можно в приказе Министерства сельского хозяйства России № 648, где приведен полный перечень товарных групп.

 - Допустим продукция моего предприятия попадает под обязательную ветеринарную сертификацию. Как я могу подключиться к ФГИС «Меркурий»?

 - Все довольно просто, ведь вам нужно выполнить всего лишь два шага:

1.            Сначала заполняете заявление для регистрации в местном отделе Россельхознадзора, либо можете сделать это онлайн. Однако в этом случае на заявлении должна будет стоять официальная электронная подпись;

2.            После просто регистрируетесь в системе «Меркурий».

Теперь вам доступен личный кабинет, в котором можно оформлять и «гасить» сертификаты, а также вносить правки в данные.

 - А пользоваться программой «Меркурий» можно бесплатно?

 - Да, работа с программой абсолютно бесплатная.

 - То есть каждый производитель теперь обязан вести виртуальный документооборот, который будут видеть другие поставщики и продавцы продукции?

 - Верно. Производитель обязан открывать в «Меркурии» документооборот на каждую единицу продукции, а получатель продукции должен ставить специальную отметку о доставки товара в этой же программе.

Объясним на простом примере. Допустим ферма «Рога и копыта» произвела 200 кг живого мяса, которое будет отправлено на перерабатывающее предприятие. В этом случае на всю продукцию в ФГИС «Меркурий» заводятся сопроводительные ветеринарные документы.

После получения товара перерабатывающая компания ОАО «Главкомбинат» делает отметку в той же программе о получении продукции, и документация считается погашенной.

Далее из полученного сырья производятся полуфабрикаты и котлеты. Вид продукции иной, поэтому снова необходимо заводить документы в систему перед отправкой продукции на продажу. Торговая сеть, которая получит партию котлет для реализации, также должна будет погасить документацию и поставить отметку во ФГИС.

Этот пример показывает, как работает принцип контроля качества поставки от фермы до прилавка. А также дает возможность отследить из какого сырья была изготовлена продукция, и какое фермерское хозяйство поставило это сырье.

 - Но как система ветеринарной сертификации может упросить работу предприятия? Ведь заполнение бумаг теперь просто перешло в электронную форму.

 - Да, работая с ФГИС «Меркурий», предприниматель все также обязан вручную заполнять, вести и «гасить» ветеринарные сертификаты. Этот процесс может отнимать огромное количество времени. А еще ведь придется дополнительно обеспечивать выверку реестров с бухгалтерскими и складскими системами.

Такие временные затраты могут позволить себе только небольшие предприятия с малым объемом продаж. Крупные компании, конечно же, нуждаются в автоматизации процессов и в программной интеграции с информационными системами для упрощения работы с ФГИС Меркурий.

Для облегчения работы предпринимателей уже было разработано несколько интересных решений по автоматизации работы с документаций. Например, интеграционное решение «Матрица. Обмен с ГИС Меркурий».

 - А как работает система «Матрица. Обмен с ГИС Меркурий»? В чем ее особенность?

 - Анализ работы крупных агропромышленных холдингов открыл перед нами проблему с которой сталкивается большинство перерабатывающих предприятий. Ведь несмотря на то, что бумажные сертификаты ушли, перед отправкой продукции предпринимателям все равно необходимо заполнять огромное количество документов.

Это отнимает много времени, загружает ветеринарных врачей, что приводит к нарушению сроков поставки, непредвиденным расходам и штрафам. Система, разработанная «Матрицей» была создана на основе интегрирования корпоративных систем, поэтому позволяет оформлять большое количество ветеринарных сертификатов всего за пару минут.

 - Любой предприниматель может воспользоваться этой системой автоматизации?

 - Да, каждый кто хочет снизить себестоимость продукции, сократить время на монотонное заполнение отчетности и увеличить производительность своего предприятия может подключить систему «Матрица. Обмен с ГИС Меркурий».

Эта программа подойдет как небольшим, так и крупным предприятиям. А в зависимости от типа компании (поставщик, производитель или розничный магазин) мы разработали три разных программных модуля.

Сегодня с этой системой уже работают такие крупные предприятия, как МПК «Ясные зори», «Агро-Белогорье» и «Приосколье».

 - Какие задачи можно выполнять с помощью системы от «Матрицы»?

 - Вообще возможности программного продукта довольно широкие. Помимо стандартного оформления ветеринарной сопроводительной документации в электронном формате можно также:

1.            Вести учет по всем покупкам, продажам, перемещениям и инвентаризации;

2.            Автоматически регистрировать первичные документы;

3.            Обмениваться справочниками с АС «Меркурий»

4.            Автоматически формировать заявки в ГИС «Меркурий» из учетных систем;

5.            Оформлять пришедший товар по сертификатам разных видов.

В общем система автоматизации полностью закрывает ручную работу по оформлению сертификатов и документов на продукцию.

 - С таким широким функционалом у программы наверняка много преимуществ?

 - Да, предприятию требуется всего 1 секунда, что нажать нужную клавишу и оформить ветеринарный сертификат, что сокращает время создания сопроводительной документации почти в 50 раз. А также система автоматизации полностью интегрируется с любой корпоративной системой предприятия, что упрощает процесс оформления партий продукции и обработку информации.

Краткие выводы

Благодаря внедренной системе Россельхознадзор контролирует основные процессы в сфере пищевой безопасности и учета продукции. А электронный документооборот позволяет отслеживать детальную информацию о производимой продукции.

Теперь любая животноводческая продукция обязана проходить сертификацию через ФГИС «Меркурий». А работать с ветеринарной сертификацией обязаны все компании, реализующие цепочку поставок: производители сырья, перерабатывающие предприятия, логистические компании и розничные торговые точки.

Электронная сертификация позволяет потребителю получать качественную продукцию, произведенную под жестким контролем со стороны предприятий и государства.

(Материал подготовлен экспертами компании «Матрица»).