Показательный пример современной козоводческой фермы из Чеховского района Подмосковья демонстрирует, каких успехов можно добиться при креативном подходе

 

Андрей Разин, министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области заявил: «В прошлом году мы впервые за много лет прибавили почти 14 тыс. т товарного молока в производстве. Правительство региона будет и в дальнейшем уделять особое внимание развитию молочной индустрии. Сейчас Московская область занимает третье место в России по производству сыра и является рынком № 1 по его реализации в стране. Мы строим амбициозные планы и рассчитываем на первое место – для этого есть все предпосылки. Министерство ведет работу по ввозу в регион новых пород коров и коз, молоко которых пригодно для сыроварения».

Но развитие козоводства в индустриальном масштабе невозможно без внедрения современного оборудования. Корреспондент газеты «Подмосковье сегодня» Ирина Фазлиахметова побывала в агрокомплексе в Чеховском районе, где узнала принципы работы автоматизированной козьей фермы.

Первые животные появились на ферме «Альпийские козы» в Чеховском районе три года назад. Племенные козы прибыли из Франции и уже успели произвести потомство на российской земле. Сейчас здесь живет около сотни рогатых, включая 40 дойных коз и шесть козлов. По словам собственника бизнеса Алексея Дмитриева, козоводство более рентабельно, чем содержание крупного рогатого скота.

Ферма производит 150–170 л молока в день. Благодаря автоматизированной системе доения молоко поступает от козы напрямую в охладитель, избегая контакта с внешним миром. Прошлым летом был запущен цех по переработке. Сейчас на ферме изготавливают кефир, творог, масло, сыр и мороженое. Почти все продукция реализуется через магазин «Молочные реки», расположенный на территории агрокомплекса «Дикие белки». Особой популярностью в жаркие дни пользуется мороженое. Также планируется нарастить производство сыров. Это не скоропортящийся продукт, а значит, увеличение мощностей выгодно всем. Есть те, кто покупает козье молоко мелким оптом, чтобы самим делать из него сыр.

Предприятие продает не только молоко и продукты его переработки, но и животных. Новорожденных козлят стоимостью 15 тыс. руб. приобретают как фермерские хозяйства, так и частные лица.

Идея заняться козоводством возникла у Алексея Дмитриева больше десяти лет назад. Сначала он завел козу, чтобы поить молоком детей. Потом семья переехала во Францию. Несколько лет назад возникла идея организовать на родине козью ферму по европейским стандартам. Племенных животных альпийской породы решили привезти из-за границы.

– От чистопородности животных многое зависит, – говорит Алексей Дмитриев. – У молока от простых коз больше выражен привкус, который многих отпугивает. Кроме того, альпийских легче доить.

Концепция изначально была агротуристической: чтобы люди могли приехать на ферму, отдохнуть в парке и купить фермерские продукты. К реализации проекта было привлечено порядка 200 млн руб., половина из них вложена в ферму, другая половина – в парк развлечений. При этом прибыль от продажи билетов и услуг парка идет на развитие аграрной составляющей бизнеса. Хозяева готовы расширить поголовье коз до 1 тыс., однако для этого нужна дополнительная земля, которую пока получить не удалось.
Индустриальное козоводство сегодня невозможно без современной автоматизации, ведь ручная дойка животных отнимает много времени и сил.

– Уровень автоматизации зависит от поголовья, – говорит менеджер компании «ДеЛаваль», производящей оборудование для козоводческих ферм, Симеон Кривуля. – С поголовьем до 1 тыс. голов должен справляться один дояр, более 1 тыс. – двое-трое.

К автоматизированной дойке коз приучают, давая им «десерт» – вкусный концентрированный корм. Вскоре животные привыкают и, как только открывается калитка, наперегонки бегут в доильный зал, рассчитанный на 24 особи. Козы становятся в две шеренги, специальная система фиксирует каждую из них в правильном положении, и дояр крепит установку к вымени, после чего молоко по шлангам поступает напрямую в специальную емкость для хранения. «Десерта» хватает на все время дойки, и примерно через десять минут животных выпускают обратно в загоны.
Доят коз два-три раза в день, получая в среднем 3–5 л молока с каждой. Продуктивность зависит от трех вещей: кормления, условий содержания и генетики. Если грамотно подобрать корма и содержать животное в чистоте, то молоко будет без специфического запаха и привкуса. Для стада очень важна правильная организация: для этого создаются группы по продуктивности и стадии лактации.

Литр козьего молока в магазине при ферме стоит 110 руб., кефира – 140 руб. Это как минимум в два раза дешевле по сравнению с аналогичной продукцией в сетевых супермаркетах. Мороженое – рожок с фруктовыми добавками – 80 руб.

– Мы активно рассказываем посетителям о пользе козьего молока, – говорит продавец магазина «Молочные реки» Анна Ветрова. – Тем, кто настроен скептически, я даю попробовать мороженое. Не говорю, из какого молока. Пробуют и говорят: вкусно! Или даю на пробу сыры и не сообщаю, где козий, а где коровий. Многим козий нравится больше.

Цель создателей проекта – привить культуру потребления козьего молока в России. На ферме регулярно проводятся экскурсии для детей и взрослых, а по выходным для всех желающих организуются мастер-классы по дойке коз. Потом собственноручно добытым молоком посетители могут покормить козлят.

Ферма находится на территории агрокомплекса «Дикие белки», где также имеется развлекательный парк. В ближайшее время здесь откроется и ресторан, где посетителей будут угощать преимущественно продукцией собственного производства. В планах у владельцев – разведение мясных и молочных пород крупного рогатого скота, развитие мясопереработки.

Парк рассчитан в первую очередь на семейный и детский отдых. На территории комплекса расположились веревочный парк, домики на деревьях, лабиринт, полоса препятствий, батуты, водные горки и многое другое. В парке нет механических аттракционов: все они требуют физической активности. Такой формат – отличная возможность надолго занять детей на свежем воздухе без необходимости придумывать для них дополнительные развлечения. В конце весны и начале лета основные посетители парка – школьники, отмечающие окончание учебы. Пропускная способность парка – 600–700 человек в день. В выходные число посетителей может достигать 1 тыс. Парк создает около 30 сезонных рабочих мест.

(Источники: msh.mosreg.ru, mosregtoday.ru. Автор: Ирина Фазлиахметова. Фото: Денис Трудников).