В 2013 г. Минсельхоз России приняло новый амбициозный и долгосрочный проект — федеральную целевую программу (ФЦП) «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014—2020 гг.». Прошедший год стал первым в реализации проекта, и его результаты уже вызвали жаркие обсуждения среди практиков, ученых и чиновников.
Забытое прошлое
Снежанна Мельникова работает во Всероссийском институте гидротехники и мелиорации им А.Н. Костякова уже десять лет. Как одна из немногих молодых, но уже опытных специалистов, Мельникова знает о проекте «Развитие мелиорации 2014—2020» не понаслышке: именно ее лаборатория занималась его составлением. О своем собственном проекте, химическом мелиоранте для картофеля, Мельникова рассказывает с энтузиазмом, а про само создание ФЦП говорит просто: «Эта программа — долгожданная реакция чиновников на неурожай 2010 года».
Доля мелиорируемых земель в мире составляет 31%. В абсолютных значениях это примерно 461,68 млн га из 1497,36 млн га пахотных зе¬мель, которые используются в сельскохозяйственных целях. Наибольшая площадь мелиорируемых земель приходится на три крупнейших сельскохозяйственных производителя: США (69,9 млн га), Индию (60,6 млн га) и Китай (74,4 млн га).
Китай лидирует и по долевому соотношению мелиорируемых земель — более половины (54,9%) от китайской пашни относится к мелиорируемым землям. Значение данного показателя для США и Индии — 39% и 35,7% соответственно. В России мелиорируемые земли занимают 7,9% от пашни, в странах Европы процент варьирует от 4 до 15.
В 2010 г. от стихийного бедствия пострадало около половины субъектов Рос-сийской Федерации. На территории 13 млн га (17% посевных площадей) потери урожая на неорошаемых землях составили 35% и только 10—12% — на орошаемых. Засуха, поставившая половину аграриев страны на грань выживания, стала катализатором процесса восстановления системы мелиорации в стране. Как отмечают эксперты, восстанавливать было что.
В XX веке задачи мелиорации земель ставились настолько высоко, что в СССР существовало целое Министерство мелиорации и водного хозяйства, насчитывавшее более 90 научно-исследовательских и проектно-изыскательских институтов, и более 4000 строительных организаций, трестов и объединений. Позже министерство было упразднено (сейчас это Департамент мелиорации в структуре Минсельхоза России). В 1990 г., в стране было мелиорировано 11,3 млн га пашни. Согласно официальным данным, сейчас в России доля мелиорируемых земель сократилась до 9,1 млн га, что составляет 7,9% от площади пашни.
Как создавали проект
В течение 2010—2011 гг. сотрудники Минсельхоза России проводили инвентаризацию мелиорируемых земель. В результате был сделан малоутешительный вывод: из всего количества земель более трети (3,5 млн га) находится в неудовлетворительном состоянии. Более половины оросительных сетей нуждаются в реконструкции. При этом 60% мелиоративных объектов находятся в государственной собственности, а треть — не принадлежат вообще никому.
Не меньшей проблемой оказалось и отсутствие квалифицированных кадров, которые могут работать с такими объектами. Эксперты отмечают, что деградация мелиорируемых земель зачастую вызвана именно неумелыми действиями и незнанием основ агротехники и поддержания плодородия почв. Как указано в самом тексте ФЦП, одна из главных целей Министерства — «создание 92,89 тыс. новых высокотехнологичных рабочих мест, которые должны занять профессионалы с высокой квалификацией».
Интересно, что долю госсобственности тоже планируется снизить — к 2020 г. запланировано снижение доли объектов мелиорации, находящихся в ведении бюджета, до 40%. Но важнейшее следствие, которое ожидается от реализации программы, — это рост производительности сельского хозяйства (целевой показатель прироста должен составить 128%), в том числе и за счет увеличения площади мелиорируемых земель (на 840,96 тыс. га).
Итоги реализации ФЦП в 2014 году
Как считают кураторы программы, чиновники Департамента мелиорации в Минсельхозе России, результаты первого года работ обнадеживают. За год было введено более 92 тыс. га мелиорируемых земель, вовлечено в сельхозоборот 177 тыс. га и сохранено с помощью агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий 148 тыс. га сельхозугодий.
Бюджетные расходы на финансирование программы в 2014 г. немного превысили запланированные 20 млрд руб. Реализация механизма субсидирования сельхозпроизводителей позволила привлечь только собственных средств хозяйствующих субъектов на 10,59 млрд руб., еще 7,72 млрд руб. — средства федерального бюджета, 2,09 млрд. руб. вложили региональные бюджеты.
В общей сложности аграриям компенсировали 36% затрат, которые те понесли в течение года на восстановление внутрихозяйственных мелиоративных систем. По условиям ФЦП такое возмещение может составлять до 50% по кругу мероприятий, а для ряда регионов Дальнего Востока — до 90% (по мероприятиям фитомелиорации).
Профессиональное сообщество, тем не менее, не вполне довольно ни механизмом реализации, ни суммой инвестирования. Сроки получения и сумма субсидий подходят не всем, а порядок ее получения аграрии признают достаточно рискованным. Сельхозпроизводителю сначала приходится самостоятельно оп¬латить разработку проекта, пройти госэкспертизу и, если собственных средств не хватает, договориться с банком о выделяемых денежных средствах. Затем можно подавать заявку на получение субсидии, но что делать, если заявка по той или иной причине не будет одобрена?
Есть претензии и у федеральных чиновников — в основном к регионам. Если федеральные бюджетные средства освоены в прошедшем году практически полностью (на 99,5%), то региональные планы недовыполнены на четверть. Ре-гионами, полностью не исполнившими программу по софинансированию в 2014 году, стали республика Бурятия, Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Северная Осетия — Алания, а также Забайкальский край, Саратовская и Амурская области.
Эти регионы относятся к недостаточно мелиорируемым: например, в Калмыкии, Карачаево-Черкессии и Забайкальском крае нет ни одного мелиоративного сооружения, принадлежащего юридическому или частному лицу. Это означает, что мелиоративные мероприятия необходимо начинать с нуля, а именно — с проектно-изыскательских работ и подготовки проекта, которые не подпадают под субсидирование в рамках федеральной целевой программы.
Но это только половина правды. Не секрет, что региональным бюджетам зачастую не хватает средств на финанси¬рование самых насущных потребностей — что уж говорить о мелиорации, которая часто отодвигается на задний план.
Ученые недовольны
Напомним, что общий объем финансирования программы за счет всех источников на 2014—2020 гг. запланирован на уровне 163,54 млрд руб. Из них чуть менее половины — средства внебюджетных источников, то есть деньги самих сельхозпроизводителей, в том числе привлеченные.
Средства немалые, хотя ученые, работавшие над созданием проекта, закладывали цифру, в 5 раз большую, — 860 млрд руб. При этом, как предполагали научные сотрудники, 73% финансирования должно было поступить из бюджетных средств. В итоге такая сумма показалась государству слишком большой. Как считают разработчики проекта, сотрудники Всероссийского института гидротехники и мелиорации им. А.Н. Костякова, главная проблема отрасли в России — нежелание государства вкладываться в дорогие технологии с долгосрочной окупаемостью.
«Большую часть оросительной техники за последние 20 лет в России закупали в Италии и США. Это дешевле, чем выделять средства на собственные научные разработки, — прокомментировал «Защите растений» один из авторов проекта, заведующий лабораторией технологий орошения земель института Михаил Юрьевич Храбров. — Однако сейчас у нас есть база уже запатентованных технологий, которые не уступают западным, и, если вложить в них средства, в будущем они принесут хорошие результаты».
В проект, изначально составленный учеными, вошли действительно дорогостоящие технологии — аналоги израильских и итальянских мелиорантов и дождевальных машин. Так, одну из них — химический мелиорант на основе карбамидоформальдегида — испытывали на картофельных полях на опытной базе института в Рязанской области. «Мы получаем прирост урожая от 32 до 40% в нечерноземной зоне. Мелиорант, очевидно, окупит себя уже на второй-третий год, особенно в степной зоне. Это очень хорошая технология, но в масштабах страны не применяется, так как дорогая. На производство вещества нужно сначала прилично вложиться, а на это никто не готов», — рассказала Мельникова.
«Мы надеемся на санкции»
В 2013 г., когда программа ФЦП утверждалась, было сложно предугадать, в каком направлении пойдет развитие экономики России в ближайшие годы. Сегодня также не вполне понятно, какие коррективы внесет в реализацию госпрограмы снижение доступности кредитов и рост цен на импортную технику. «Мы рассчитываем на то, что из-за санкций, в наши разработки начнут вкладываться, хотя пока не видим этого», — прокомментировал Храбров.
Сегодняшняя реальность такова, что аграриям приходится делать выбор в пользу более дешевых, хотя, возможно, и менее эффективных средств. Но это палка о двух концах. Например, в попытке сэкономить, в 2014 г. фермеры Брянской области приобретали дешевые одноразовые капельные системы, однако не учли стоимость утилизации отработанных систем. Вкупе со стоимостью ежегодной установки капельниц эти затраты сделали изначально казавшийся привлекательным выбор совсем не выгодным.
Среди проблем проекта не до конца понятны также средства, которыми будут достигнуты цели ФЦП. Как отмечает Храбров, цель — введение к 2020 г. 840,96 тыс. га мелиорированных угодий, — не приблизит отечественный агропром даже к показателям 1990 г., не говоря уже о средних мировых цифрах.
Как отмечают эксперты, обнадеживать может опыт других стран. Например, факт выращивания картофеля на засоленных прибрежных почвах Голландии. Голландцам удалось получить не только хорошее качество картофеля, но и достойный урожай. Российские специа¬листы уверены: потенциал нашей страны гораздо больше.
Елена Нейра
