Сыровары-фермеры отметили двухлетие введения санкций фестивалем

В жаркий августовский день на выезде из Москвы по Новорижскому шоссе в сторону деревни Кострово образовалась солидная пробка. В этот день транспортный коллапс образовали не дачники, а любители хорошего сыра, которые поехали из Москвы в Истринский район на сыроварню фермера Олега Сироты.

Про фестиваль

Идея была простая: собрать фермеров-сыроваров, организовать конкурс, дегустацию, продажу сыров и других продуктов из небольших хозяйств в центральной России. Свою продукцию представляли Олег Сирота («Русский пармезан»), Джон Кописки («Богдарня»), Андрей Мыльников («Дедушкина ферма»), Максим Радюков (ProfiFood), Константин Капран («Хлеб Капрановский») и еще с десяток производителей.

На сырный фестиваль приехало не пару сотен, как ожидалось, а несколько тысяч человек. Организаторы показали и рассказали, как варится сыр, провели дегустацию и организовали торговлю своей продукцией. Примерно через час после начала продаж решили больше 300 граммов в одни руки не продавать: спрос кратно превысил предложение. Очередь за сыром от российских фермеров растянулась на десятки метров. Но меня лично поразило другое: большая часть приехавших купить сыр осталась на «круглом столе» сыроваров. Давно не видела таких встреч, когда ораторов обступают плотным кругом, внимательно слушают, задают вопросы и долго не отпускают после выступления. При этом в отличие от спикеров, слушатели провели эти два часа стоя но ногах.

Про круглый стол

Кроме главного вдохновителя и организатора – Олега Сироты - на круглом столе выступили: Андрей Аверьянов, директор фермерского базара «Петровский», Пьер Джорджио Дельзасо (преподаватель немецкой школы сыроделия, эксперт по сырам), Ханц Петер Михель (фермер, Швейцария), Вячеслав Горин (руководитель департамента компании «Росагролизинг»), Александр Щербинин (руководитель завода «Молмаш»), Александр Крупецков (магазин «Сырный сомелье»).

Вот краткий видеоотчет с круглого стола.

Олег Сирота посчитал расходную часть проекта по созданию сыроварни и отметил две главные сложности в современном российском сыроварении: качество молока и отсутствие стартовых инвестиций. «Я продал свой ИТ-бизнес. Квартиру и машины. Но мой опыт повторять не стоит, квартиры свои не продавайте…»

Александр Крупецков (магазин «Сырный сомелье») считает, что санкции дали серьезный толчок к развитию небольших частных сыроварен. А кроме того, эксперт определил круг наиболее рентабельных сортов сыров.

Ханц Петер Михель, швейцарский фермер, работающий в России, не только делает хорошие сыры, но и учит иностранцев сложному искусству работать и вести бизнес в нашей стране.

Это, конечно, далеко не все выступления, которые внимательно слушали участники сырного фестиваля. Основные выступления участников круглого стола будут выложены на нашем портале в разделе подкасты.

Про пользу

Полезную информацию в этот день получили все – и сыроделы, и сыроедоки. Для сыроваров (или только тех, кто собирается заняться этим бизнесом), опытные сыроделы рассказали о том, где и как искали инвестиции, закупали оборудование, строили отношения с банками. Инвестиции и банки – тема очень неоднозначная. Представителя Россельхозбанка, вдохновенно рассказывавшего о предоставлении кредитов российским сельхозпроизводителям на европейских условиях, тут же поправил Джон Кописки, еще один европейский фермер, успешно работающий в России. Бизнес фермеры в России (во всяком случае - сыровары) ведут не столько из-за выгоды, а скорее из-за любви к своему делу.

Сыроедоки теперь точно знают, что килограмм качественного сыр можно сделать из 12-14 литров хорошего молока, а значит, даже по цене можно понять – из чего варили продукт. Многие любители сыра запасались контактами фермеров, чтобы найти возможность покупать сыр напрямую. И хорошо бы, если подобных фестивалей будет больше. И фермеры, и покупатели от этого только выиграют. Но вряд ли таких мероприятий будет много. Потому что таких фермеров, как Олег Сирота мало.

Про Олега и PR

Олег Сирота, организатор и вдохновитель сырного фестиваля, не совсем типичный фермер. На фоне коллег он – крутой и умелый промоутер. Зять Германа Стерлигова (Олег женат на его дочери Пелагее) точно знает, как привлечь внимание и к себе, и к проекту. К примеру, одну из его коз зовут Меркель. Во времена популярности дальневосточного козла Тимура Олег отвозил Меркель (козу) в Приморский сафари-парк, чтобы она спарилась с козлом Тимуром.

Кстати, фестиваль сыра, который несмотря на очереди и ограничения в продаже, прошел успешно, тоже принесет фермеру Сироте профит. Районные власти прилюдно пообещали построить участок трассы, который соединит деревню Дубровское с федеральным шоссе.

Конечно, кроме классного PR, Олег, Пелагея и другие члены семьи очень много работают. И такой труд, вкупе с самопродвижением, приносит результаты. Поэтому просто понаблюдаем за проектом «Русский пармезан». Вряд ли он будет неуспешным.

Лариса Южанинова