🔹

Так, в анализируемом периоде средние потребительские цены на соленые и копченые деликатесные продукты из рыбы выросли на 8,5% до 887,09 руб./кг. Следующими в рейтинге по наибольшему темпу роста потребительских цен среди основных групп рыбопродукции были рыба живая и охлажденная – рост на 7,3% до 132,22 руб./кг, рыба мороженая разделанная – на 6,3% до 127,82 руб./кг, рыба мороженая неразделанная – на 5,7% до 90,79 руб./кг, консервы рыбные натуральные в масле - на 4,1% до 60,5 руб./350 гр, консервы рыбные в томатном соусе - на 3,7% до 42,39 руб./350 гр, сельдь соленая - на 3% до 115,91 руб./кг, рыба соленая, маринованная и копченая - на 2,8% до 252,52 руб./кг.

«В 2013 г. рост потребительских цен на рыбу и морепродукты был на 1,5 процентных пункта (6,1%) выше общего роста цен на основные продукты питания, - отмечает руководитель Аналитического центра информационного агентства по рыболовству Тимур Митупов. – В то же время, несмотря на рост потребительских цен, увеличилась покупательская способность и розничная реализация рыбы и морепродуктов. В целом, должен обратить внимание, на то, что цена на рыбу определяется спросом и предложением и зависит от нескольких основных объективных и субъективных факторов:

1)      Изменение конъюнктуры на мировом и отечественном рыбных рынках.

Так, болезни рыб (анемия) и природные катаклизмы в Чили, а так же снижение вылова лососевых на Дальнем Востоке способствовали росту мировых и импортных цен на норвежскую семгу и форель (за январь-июль 2013 г. по отношению к январю-июлю 2012 г. рост импортных цен на охлажденную форель составил 31,6% до 7 долл. США/кг, а на охлажденную семгу – 45,6% до 7,1 долл. США/кг). В то же время, повышение цен норвежскими производителями на семгу и форель существенно сократил спрос у российских импортеров на эту рыбопродукцию (за январь-июль 2013 г. по отношению к январю-июлю 2012 г. произошло снижение импорта этой продукции на 22,5% или 19,7 тыс. тонн до 68 тыс. тонн) и увеличил мировой и внутренний спрос на тихоокеанские лососи (горбуша, кета и нерка).

Снижение мирового вылова атлантической сельди сократил российский импорт сельди (в основном из Норвегии) и увеличил поступление на внутренний рынок тихоокеанской сельди;

2)      Производство продуктов животного происхождения.

Рост отечественного производства курятины (один из заменителей рыбы) снизил потребительские цены на мясо птицы. Это вызвало увеличение потребления курятины и незначительное снижение спроса на рыбу, в особенности на живую и охлажденную, которая была дороже курятины;

3)      Сезонность.

В период осенне-зимнего сезона традиционно рыба употребляется больше, чем мясо, а в летний период времени, когда начинается «шашлычный сезон», происходит сезонный рост потребления мяса. Соответственно,  сезонность влияет  на динамику изменения цен;

4)      Курс национальной валюты и другие рыночные регуляторы. Касаемо девальвации рубля и роста курса доллара США. Например: с начала года по август прошлого года рубль по отношению к доллару США ослабел на 12% (с 29,3 долл. США до 33,3 долл. США), что вызвало удорожание импортной рыбы и рыбопродукции.

5)     Таможенно-тарифное регулирование

С 1 сентября прошлого года согласно договоренностям России с ВТО произошло снижение импортных ввозных пошлин на рыбу (в среднем на 1,5-2%), что вызвало понижение внутренних цен на некоторые виды рыб. При этом в импортной рыбопродукции наиболее существенно снизились ввозные пошлины на самый потребляемый россиянами вид - мороженую сельдь (с 10 до 6,5%);

6)      Рост тарифов на услуги смежных отраслей (логистика, упаковка, транспортировка) и услуг естественных монополий.

Рост энерготарифов с начала 2013 г. по август составил около 15%. Традиционно, с началом лососевой путины (середина июня) произошел рост железнодорожных тарифов на перевозку рыбы с Дальнего Востока (с середины июня к концу августа ж/д тариф вырос на 48,3% с 6 руб./кг до 8,9 руб./кг.);

7)      Качество и безопасность.

Один из примеров - введение поправок в СанПиН по норме содержания глазури в рыбопродукции в октябре 2010 г. существенно сократило импорт низкокачественной рыбопродукции из стран Юго-Восточной Азии (филе китайской тилапии и минтая, а так же вьетнамского пангасиуса). Большинство импортеров было вынуждено ввозить продукцию из стран Юго-Восточной Азии с уровнем глазировки не 20-40%, а 5%. Соответственно, это вызвало повышение цен на эту продукцию. В то же время, отечественная рыбопродукция стала более ликвидна, произошло увеличение внутреннего производства и потребления отечественного филе (минтая, трески и пикши).

В целом, это разнонаправленные факторы, но вместе они определяют уровень поведения рыбного рынка, а так же изменения оптовых и потребительских цен на рыбу и рыбную продукцию».

Оригинал статьи на AgroXXI.ru