Как небольшому хозяйству найти свою нишу и стать конкурентноспособным, рассказывает наставник Детской школы фермера портала AGRO XXI Сергей Викторович Галкин

- Как и положено, мы в Детской школе фермера портала АГРО 21, отслеживаем чаяния и веяния, ситуацию в российских фермерских делах, чтобы знать, понимать – что такое хорошо и что такое плохо.

К сожалению, большинство наших фермеров, вольно или даже не осознавая того, норовят конкурировать с крупными агрохолдингами.

Холдинги рОстят зерновые и фермеры зерновые, холдинги бройлеров и фермеры бройлеров, холдинги молоко и фермеры молоко. Как говаривала моя бабушка, куда люди, туда и Марья-кривая. А потом по всем интернетам и весям разносятся стоны – проблемы со сбытом. Пара коров и молочка-то с гулькин нос, а проблема в полный рост.

Как пишут в ученых книжках, дабы товар хорошо и по хорошей цене продавался, он должен отличаться от аналогичных: либо более высоким качеством, либо более низкой ценой.

Фермеры же бройлеров берут на тех же птицефабриках и кормят тем же зерном и комбикормами. Зерновые выращивают на той же минералке, с теми же средствами защиты растений и как правило из самопальных хреноватых семян, ибо на хорошие, сортовые обычно денег нет.

Коровок фермеры кормят тем же зерном и комбикормами, как и холдинги, только вот фермерские технологии доения, охлаждения и рядом не стояли с современным оборудованием холдингов. А меж тем в молоке переработчики нынче ценят не столько жирность, сколько содержание белка, а более всего, ценят бактериальную чистоту, нынче вредные бактерии считают буквально поштучно.

Агрохолдинги хорошо обеспечены и хорошей техникой, и хорошими специалистами, поэтому и продуктивность, и качество продукции у холдингов повыше, а себестоимость пониже, чем в большинстве фермерских хозяйств. Кроме того, и работать с парой-тройкой крупных производителей переработчиками проще, чем с сотней мелких фермеров, да и большая часть холдингов имеет свою переработку и мелочь им в принципе не нужна.

Посему, еще и еще раз приходится напоминать, что фермерам, особенно мелким, гораздо эффективнее заняться выращиванием того, чем холдинги не занимаются или пока не занимаются, производить эксклюзивную продукцию.

Как показывает опыт, хорошо продается сахарная кукуруза, особенно не простая, а разноцветная, черная, красная, голубая, радужная…И простая клубничка продается неплохо, если не задирать цену, а разноцветная – голубая, фиолетовая, черная, идут просто на ура!

белая клубника

Даже морковка может быть разноцветной, что очень повышает спрос. Даже при высокой цене может продаваться не только в борщевом наборе, но и просто поштучно как витаминное лакомство.

разноцветная морковь

Овощей для консервации в продаже вроде бы много, но цены на массовые сорта особо не поднимешь.

Очень многие хозяйки любят, и не зря, консервацию цельноплодную. Ежели помидорчики черри и корнишончики купить не проблема, то другие мини или как их еще называют беби-овощи – разноцветные и разных форм перчики, баклажаны всех цветов радуги, разноцветные кабачки, арбузики, дыньки с апельсин - в продаже найти практически не реально, а спрос и спрос именно финансово обеспеченный есть.

А репчатый лучок, ежели он красный, синий, белый, то цена поднимается в 2-3-4 раза по сравнению с обычным, а если лучок еще и заплетен в красивые косы, то цена взлетает на порядок.

лук в косичке

Так что не будем нервировать холдинги, ниш для фермеров пока предостаточно, давайте поищем нашу, подходящую к нашей почве, к нашему климату, к нашим возможностям.

(Автор: Сергей Галкин).