Новый закон о борьбе с недобросовестной деловой практикой направлен на защиту фермеров от крупных торговых сетей. Документ, например, содержит положение о несвоевременной оплате скоропортящихся продуктов, отмену заказа в последнюю минуту, запрет на односторонние изменения контракта или отказ заключить письменный контракт, сообщает сайт «Венской газеты».

По мнению Элизабет Кёстингер, министра сельского хозяйства Австрии,  торговые сети нередко злоупотребляют своим положением на рынке, оказывают давление на фермеров. Например, 10 тонн можно заказать у производителя яблок, но если будет продано только 8 тонн, 2 тонны будут возвращены без оплаты. Или производителям приходилось из собственного кармана продвижение своего товара. Теперь такая практика прекратится.

Торговая ассоциация отвергла обвинения. Представленный (запоздало) проект по реализации директивы ЕС «Недобросовестная торговая практика» (UTP) ничего не меняет в добросовестном ведении австрийской торговли пищевыми продуктами, несмотря на добавление еще двух положений по сравнению с требованиями директивы UTP.

В минсельхозе страны уверены, что розничные сети могли бы платить фермерам больше от продажи их продукции, не повышая цены для потребителей. Единственная цель состоит в том, чтобы фермеры получали более высокую долю добавленной стоимости.

По словам Элизабет Кёстингер, предосудительным является не рост прибылей корпораций, а то, что «переговоры о ценах всегда ведутся за счет фермеров корпорациями, ежегодно увеличивающими прибыль». Такое положение должно быть изменено новым законом.

Он вступит в силу 1 января 2022 года. Он также предусматривает наличие омбудсмена, который не подчиняется инструкциям и должен расследовать анонимные сообщения, а также стоит за Федеральным органом по конкуренции (BWB) или судом по картелям. Штраф за нарушение закона составляет до 500 000 евро.

В четверг Кёстингер представила законопроект, за который отвечает министр экономики Маргарет Шрамбек (ÖVP), сейчас он проходит правовую оценку. Срок рассмотрения истекает 21 октября. В основе лежит директива ЕС от апреля 2019 года «Против недобросовестной деловой практики в цепочке создания стоимости пищевых продуктов» (EU 2019/633), которую Австрия должна была реализовать в мае 2021 года. Кёстингер признала, что нынешним предложением Австрия также предотвращает судебное разбирательство по делу о нарушении прав сельхозтоваропроизводителей. Австрийский закон был отложен из-за смены правительства в 2019 году, а затем из-за коронокризиса.

Профсоюз фермеров приветствовал предложенный закон. «Благодаря этому правовой поддержку мы добиваемся большей справедливости в переговорах между фермерами и последующими участниками производственно-сбытовой цепочки», - заявил президент Bauernbund Георг Штрассер. Один призывает к  здоровой конкуренции, которая способствует развитию рынка продуктов питания.

Торговая палата хочет провести юридическую экспертизу деталей законопроекта. «Чтобы предотвратить искажение конкуренции внутри ЕС, важно, чтобы директива выполнялась в соответствии с требованиями Евросоюза и без чрезмерных национальных мер», - сказал председатель отдела торговли продуктами питания в Торговой палате Австрии (WKÖ) Кристиан Праушнер.

Сейчас в Австрии представлены магазины четырех торговых сетей: Rewe, Spar, Hofer и Lidl. Им принадлежат  91% рынка. Кроме того, 90% австрийцев покупают продукты в супермаркетах.

Страна занимает второе место в Европе по плотности супермаркетов после Норвегии. Согласно исследованию агентства Economica, 24,5% от стоимости продуктов питания в среднем приходится на сельхозпроизводство, а 16,5% - на розничную торговлю.

Исследование Института экономических исследований (Wifo) показало, что добавленная стоимость сельского хозяйства неуклонно снижается. Фермерам придется бороться с растущими эксплуатационными расходами, а также с новыми требованиями, например, переход на «чистое» с экологической точки зрения ведение хозяйства.

В любом случае, похоже, что структурные изменения в сельском хозяйстве идут полным ходом. Последние данные Статистического управления Австрии подтверждают это: количество ферм сокращается, но в то же время они становятся все больше по площади. Исключение составляют органические фермы, количество которых постоянно увеличивается. Одна из причин этого заключается в том, что австрийские домохозяйства потребляют все больше и больше органических продуктов. Только в первой половине 2021 года их продажи выросли примерно на 17%, как недавно объявил Agrarmarkt Austria.