Это случилось: компания Beyond Meat начинает производство в Европе! Новый завод построят в сотрудничестве с голландской мясной компанией World's Finest Meat. Менее чем за год до этого главный конкурент Beyond Meat компания Impossible Foods подала заявку на разрешение продавать в Евросоюзе продукты с гемом —  тем самым ингредиентом, который придает растительным бургерам знаменитый «кровавый» вид. Не так давно компания выиграла в Голландии предварительный суд с Nestle, почвой для которого стал Incredible Burger («Невероятный бургер»), продаваемый Nestle  в Европе. Похоже, битва за европейские рынки только началась 

Что стоит знать об американских гигантах растительной промышленности? В этой статье мы расскажем о главном.

Impossible Foods

Компания Impossible Foods была создана американским биохимиком Пэтом Брауном относительно недавно, в 2011 году. 

Славу бренду принес «кровавый» растительный Impossible Burger, производство которого стало возможным благодаря использованию соевого гемоглобина, также известного как «гем».

Гем - это растительный белок, который по структуре максимально похож на гемоглобин. Кроме лидера продаж компании - говядины, не содержащей с 2019 глютен - компания также продает свинину на основе гема и колбаски для завтрака. Вполне вероятно, что в ближайшем будущем в ассортименте компании появятся растительные сосиски.

Компания плотно сотрудничает с индустрией HoReCa: ее клиентами являются Burger King (с прошлого года они стали продавать Impossible Whopper), Starbucks (бутерброды), университетские столовые и даже парки аттракционов Disney. Кроме того, все больше продукции Impossible Foods появляется на полках магазинов розничной торговли. До недавнего времени объем продукции был ограничен, но в мае этого года было объявлено, что Impossible Foods поступит в 1700 магазинов сети Kroger - крупнейшей торговой сети в США. Возможность сотрудничества появилась во время пандемии Covid-19, так как из-за распространения вируса на скотобойнях стало под угрозу поступление мяса в американские супермаркеты. В целом сотрудничество с Kroger увеличит масштаб представленности компании до 2700 магазинов.

Beyond Meat

За два года до основания компании Impossible Foods американец Итан Браун основал компанию Beyond Meat - сегодняшнего лидера продаж среди растительных бургеров в США. В супермаркетах продукция Beyond Meat появилась 4 года назад, и на то время у компании не было конкурентов. Компания продолжала активно развиваться и в 2019 году вышла в лидеры по производству растительных продуктов питания.

Beyond Meat предлагает более широкий ассортимент, чем их конкуренты. Если взять в пример Россию, Beyond Meat уже можно купить в «Азбуке вкуса», «Перекрестке», «Ленте» (дистрибьютором в России является Future Food). Это лишь малая часть продуктов от компании Beyond Meat, ассортимент которой включает колбасы и заменитель говяжьего фарша, а также другие продукты.

Большим событием в США стало появление в продукции компании традиционных американских сосисок для завтрака - конечно же, в растительном варианте. А вот кусочки растительной «курицы» не оправдали ожиданий, и их пришлось убрать из производства. Намного лучшей идеей кажется сотрудничество с KFC, в которых продается Beyond Fried Chicken. Изначально продукт был представлен всего в нескольких ресторанах KFC, но территориальный охват ресторанов постоянно растет.

Что это значит для европейских производителей?

Завод Beyond Meat в Нидерландах только начинает свою работу, а заявка Impossible Foods на продажу гема в Европе, похоже, еще не была рассмотрена властями ЕС.

Однако обе компании не собираются сбавлять обороты, что подтверждает иск Impossible Foods против Nestle. Обе компании всерьез нацелены на европейские рынки, а это может быть заявкой на господство на данном рынке. Не исключено, что вслед за ними на новый рынок подтянутся и азиатские производители.

Для европейских же производителей такие новости могут стать ключевыми: все-таки Impossible Foods и Beyond Meat — гиганты индустрии. Безусловно, рынок растительного мяса еще долго будет продолжать расти, и в плане цены преимущество будет на стороне отечественных производителей. Однако европейским компаниям следует следить за деятельностью своих американских конкурентов и держать руку на пульсе, ведь уже всем понятно, что рынок растительного мяса — это серьезная площадка для развития.

(Авторы: Алексей Иванов и Виктория Запольская, проект «Едим лучше»).