Россия намерена увеличить производство овощей в закрытом грунте в 2,5 раза и к 2020 году полностью покрыть потребности страны в огурце и на 70% - в томате

 

Россия стала площадкой, где внедряются самые передовые технологии в области тепличного овощеводства. Об этом сообщил губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров в ходе международного форума «Тепличные комплексы 2017», который прошел в Москве.

Технологические решения, которые используются в современных тепличных комплексах, строящихся и уже введенных в эксплуатацию в 2016-2017 гг., на голову выше, чем в Европе, заявил он. Более того, европейские поставщики оборудования и технологий обкатывают новейшие решения на российском рынке.

Отрасль тепличного овощеводства получила мощный импульс к развитию благодаря поддержке государства. В 2014 г. в России выпускала 690 тыс. т тепличных овощей, в 2016 – 814 тыс. т, а к 2020 г. планируется довести этот показатель до 1720 тыс. т, чтобы полностью покрыть потребность страны в огурце и на 70% - в томате. В стадии реализации находится 31 проект на общую сумму 40 млрд руб. Только в 2017 г. было построено 230 га современнейших теплиц. Такой активности отрасль не знала за всю историю развития.

 

Лицом к бизнесу

 

После принятия программы по развитию тепличного овощеводства изменилось отношение к бизнесу в регионах. Как заметил председатель наблюдательного совета Белой Дачи Виктор Семенов, административный ресурс повернулся в сторону инвесторов, во многих регионах власти помогают с организацией инфраструктуры, подключением к энергосетям.

Главное в бизнесе – это уверенность. И основной посыл форума - господдержка сохранится на ближайшие 3 года. Эту информацию подтвердил министр сельского хозяйства России Александр Ткачев. Он сообщил, что в 2018 г. из бюджета планируется выделить 20 млрд руб. на поддержку проектов в области тепличного овощеводства. «Мы создаем новую индустрию – заводы по производству овощей», - отметил министр, добавив, что активное тепличное строительство становится драйвером развития сопутствующих отраслей. «Думающие директора и представители бизнеса обращают внимание на локализацию производства оборудования», - заметил он.

 

Ускорить импортозамещение

 

Если в 2014 г. когда возводились первые теплицы в рамках госпрограммы, 100% оборудования и технологий завозили из-за рубежа, то на сегодняшний день уже до 30-40% стоимости 1 га теплицы, а это не менее 100 млн руб., составляет продукция отечественных компаний, подтвердил г-н Владимиров. В России научились производить шмелей, биологические средства защиты растений, субстраты. Один из крупнейших инвесторов в отрасли открыл в Липецкой области завод по производству металлоконструкций для тепличных хозяйств.

Чтобы стимулировать локализацию, директор департамента растениеводства Петр Чекмарев предложил увеличить субсидирование затрат на приобретение оборудования для теплиц с нынешних 30 до 70%. Он также сообщил, что его департамент аккумулировал информацию по отечественным поставщикам решений для тепличного хозяйства.

 

Семенная зависимость

 

Вместе с тем, в части поставок семенного материала отрасль на 100% зависит от импорта. Лучшие семена везут из Голландии, Испании и других стран Европы. Отечественные сорта и гибриды, имеющиеся на рынке, не выдерживают конкуренции по продуктивности и качеству, а на выведение новых сортов требуется не менее 7 лет.

Впрочем, инвесторы не считают зависимость от импорта семян серьезным риском. В структуре себестоимости тепличных овощей их доля не превышает 5%, санкции на семенной материал не распространяются, проблем с поставками нет. Председатель совета директоров компании «Тепличные технологии роста» Сергей Столяров к топ-3 рискам относит: покупательную способность населения, продолжительность государственного субсидирования и макроэкономические факторы.

 

Тепличная полиция

 

Среди проблем отрасли – наличие серого импорта томатов из Турции. Его объемы руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт оценил как минимум в 250 тыс. т. Для предотвращения незаконных поставок он предложил ужесточить административную ответственность – изымать не только продукцию, но и транспортное средство, а также ввести уголовное преследование нарушителей. Идею поддержал г-н Ткачев, добавив, что уже обсуждается вопрос о создании отрядов «тепличной полиции».

О необходимости защиты рынка говорил и г-н Владимиров. «Санкции когда-нибудь закончатся, и наши производители должны попасть в здоровую конкурентную среду», отметил он, пояснив, что в Турции, например, субсидируется до 70% затрат на электроэнергию, которая занимает львиную долю в себестоимости тепличных овощей. Он призвал контролировать конкурентов и охранять рынок путем введения пошлин.

 

Дорогое электричество

 

О рассмотрении возможности установления льготных тарифов на электроэнергию просил с высокой трибуны Председатель совета директоров АПХ «Экокультура» Александр Рудаков. При нынешней стоимости 3,5-3,7 руб./кВ.ч только затраты на электроэнергию составляют 30-40 руб./кг овощной продукции в закрытом грунте, поделился он. Его компания уже ввела в эксплуатацию 145 га теплиц в Ставропольском крае, Липецкой и Ленинградской областях, и планирует увеличить производство до 500 га.

Г-н Рудаков говорил также о необходимости пропаганды отечественных тепличных овощей среди потребителей. На воспитание культуры потребления обратила внимание и генеральный директор Восток Капитал Оксана Федосеева. «Во Франции местные овощи стоят в 2 раза дороже импортных, однако у потребителя есть четкое понимание, чем они лучше», - подчеркнула она. Президент национального союза производителей плодов и овощей Сергей Королев предложил также обязать торговые сети указывать на ценниках страну происхождения свежего товара с целью лучшей идентификации продукции на полках.

 

Мода на фреш

 

Тренд перехода на здоровое питание в России укрепляется, заметила замдиректора брянской компании «Агрорус» Ксении Пономаренко. По ее наблюдениям, в стране идет отчетливый рост потребления зеленных салатов и вообще продукции категории «фреш».

У отрасли есть еще как минимум трехкратный запас роста – при норме потребления тепличных овощей 12-15 кг на человека в год, в России потребляют 4 кг, сообщил председатель совета директоров «АгроЭкопродукт» Юрий Кучеренко. Его компания строит 24 га теплиц в Ростовской области и уже планирует расширение до 48 га, а также развитие сушки, как перспективного направления переработки. В Европе, например, только сегмент производства полезных снеков из овощей за 3 года вырос с 30 до 70 млн евро, рассказал Кейс Аммерлаан из Байер.

 

За границу за знаниями

 

Важная составляющая успеха тепличного бизнеса – это знания и кадры. Когда вложены огромные инвестиции в строительство и семена, реальная работа по производству урожая зависит от людей, отметил менеджер компании Hoogendorn Стефано Иват. Квалификация – критически важный фактор. В Узбекистане, например, в рамках программы по развитию тепличного овощеводства планируется ввести специальный курс обучения во всех агровузах и колледжах, сообщила гендиректор «Технологии роста» Тамара Решетникова.

О дефиците практической информации по нюансам выращивания говорила г-жа Федосеева. Анализируя возможности инвестирования в производство ягод в закрытом грунте, ей пришлось прибегнуть к научным трудам австралийских, испанских, итальянских ученых. Причем они проводили исследования в рамках правительственных грантов, поделилась она, предложив российским ученым аккумулировать имеющиеся знания и опыт в единый документ, доступный для инвесторов.

 

Стабильно рентабельные

 

Тепличная отрасль в 2017 г. осталась одним из самых доходных сегментов АПК. На новых комплексах рентабельность стабильно превышает 20%, рассказала гендиректор ассоциации «Теплицы России» Наталья Рогова. При этом уровень доходности во многом зависит от урожайности, обращает внимания она. С начала 2000-х этот показатель существенно вырос, пишет «Агроинвестор». «Строительство новых теплиц, внедрение в них современных технологий позволило увеличить среднюю урожайность овощей в закрытом грунте с 15−18 кг/м2 В 1990-м до 36 кг/м2 В 2016-м, — приводит цифры эксперт. — В тепличных комбинатах с применением технологий светокультуры получают свыше 120 кг/м2 огурца, а томатов — более 80 кг/м2».

На рентабельности сказывается много факторов, добавляет финансовый директор компании «Овощи Краснодарского края» Алексей Коновалов. Строительство одного гектара тепличного комбината обходится от 100 млн руб. до 150 млн руб., с использованием светокультуры — от 180 млн руб. до 230 млн руб. «Так как мы получаем результат с квадратного метра и затраты несем на квадратный метр, то, конечно, от урожайности многое зависит, — подтверждает он. — Например, в 2016 году у нас был очень низкий показатель сбора — 42−43 кг/м2, отработали в ноль. В 2017-м урожайность выросла до 46 кг/м2, и мы вышли в плюс, даже при том, что цена томатов по сравнению с предыдущим годом снизилась с 60 руб./кг до 57−58 руб./кг». Себестоимость их производства летом колеблется от 40−42 руб./кг, а зимой (при использовании светокультуры) составляет 55−60 руб./кг.

Но есть и другие важные моменты, которые влияют на себестоимость производства и доходность. В частности, применение технологий, продолжает г-н Коновалов. В Краснодарском крае пока очень низкий уровень использования светокультуры из-за того, что регион сильно энергозависим — нет свободных мощностей, а те, которые есть, очень дорогие, отмечает он. «Для светокультуры крайне важна стоимость киловатта, при подключении к сетям «Кубань Энерго» 1 кВт будет обходиться от 4,5 руб., — делится топ-менеджер. — А если бы у нас была возможность подключаться к линиям Федеральной сетевой компании — стоимость 1 кВт не превышала бы 2,4−2,6 руб.». Именно поэтому в крае светокультуру используют только те комбинаты, у которых есть собственная энергетика. В частности, «Зеленая линия», применяющая энергетику газо-поршневых установок. У «Овощей Краснодарского края» тоже есть такие установки на цветочном комбинате в станице Ярославской. Себестоимость выработки такой электроэнергии по прямым затратам составляет 2,4−2,8 руб./1кВт, приводит данные г-н Коновалов.

По оценке «Теплиц России», стоимость энергоносителей с 2000-го по 2015-й возросла в 13−17 раз. При этом цена реализации тепличной продукции не повышается такими же темпами. Цены на овощи за этот период увеличились только в 5-6 раз, отмечает г-жа Рогова.

 

Диана Насонова