«Стратегия ЕС «От поля к вилке» устанавливает ряд целей для достижения к 2030 году, в частности, сократить использование пестицидов на 50%, удобрений на 20% и противомикробных препаратов для сельскохозяйственных животных на 50%. Вдобавок к этому, планируется чтобы на органическое сельское хозяйство приходилось четверть обрабатываемых земель в пределах границ Евросоюза, а государства-члены сокращали уровень пищевых отходов по всей цепочке поставок. Это обеспечит доступность качественной еды для большего числа людей по справедливым ценам и более эффективным способом, - пишет в своей статье Линдси Саддон, директор по стратегии в компании Proagrica, на портале www.weforum.org.
- Цели, безусловно, могут быть достигнуты в отведенные сроки. Технологии и бюджет есть.
Основная проблема – кризис доверия и безопасности в продовольственном и сельскохозяйственном секторе.
Несмотря на обширные процессы управления соответствием качества и аудитом, ежегодно в ЕС изымаются тысячи тонн поддельных или с несоответствующим качеством продуктов питания. Причем, к моменту обнаружения несоответствующий продукт обычно уже попадает в пищевую цепочку человека.
В настоящее время есть примеры, когда фермеры, дистрибьюторы и производители агрохимии сотрудничают, чтобы исключить криминальный фальсификат из уравнения и обеспечить идентификацию местоположения продукта почти в реальном времени для ускорения отзыва. Некоторые из самых успешных проектов, которые мы видели, построены на QR-кодах и приложениях для смартфонов.
Основная проблема в том, что эти инициативы реализуются изолированно и ограничены определенными сегментами рынка. Они не охватывают систему в целом. Отслеживание двух или трех этапов восходящей цепочки поставок, в предыдущем случае от производителя сырья до дистрибьютора и фермера, может быть относительно простым. Однако, когда урожай покидает поле, все становится намного сложнее.
Понимание рисков в продовольственных сетях
Существует множество переменных, которые вступают в игру при рассмотрении экосистемы вокруг производителей и потребителей.
В нынешнем виде существует множество этапов, через которые даже самое маленькое из расходных материалов - скажем, пшеничное зерно - должно пройти, прежде чем оно станет «продуктом» - с различными наборами проблем для конкретных заинтересованных сторон.
Во-первых, выращивание основных продуктов связано с естественным риском: например, соблюдает ли человек, применяющий средства защиты растений на пшеничном поле, правила использования и технику безопасности? Какие условия окружающей среды в сезоне, давление вредителей и так далее. Эти проблемы могут прямо или косвенно повлиять на многие последующие события.
На следующем этапе процесса переработчики, перерабатывающие эту пшеницу в хлеб или сухие завтраки, должны быть уверены, что пшеница соответствует стандартам и спецификациям, установленным для конкретного рецепта, как диктуется клиентом.
Это требует от производителя проверки того, что каждый источник пшеницы является подходящим сортом; что все поля, на которых была собрана пшеница, были обработаны химическими веществами надлежащим образом; и что тип и объем используемых пестицидов соответствует законодательным требованиям или руководствам, установленным на всех территориях, где работает бакалейная лавка.
Ясно, что в этом процессе нужно учитывать множество факторов прозрачности. Как этого добиться?
Во-первых, данные должны перемещаться вверх и вниз по цепочке поставок.
Требования тех, кто находится «ниже по течению», должны быть удовлетворены – от учета географии производства до применяемых СЗР. Сами фермеры могут поделиться данными, чтобы продемонстрировать свою приверженность передовой практике.
Во-вторых, безопасная система производства пищевых продуктов должна обеспечивать полную отслеживаемость и централизованные средства отслеживания и отзыва дефектных партий в режиме реального времени. Один из способов добиться этого - постепенно превратить несколько фрагментированных цепочек поставок в интеллектуальную сеть поставок, мониторинг которой осуществляется с помощью цифровых технологий. Эта сеть обеспечит прозрачность во всех сегментах от начала и до конца.
В-третьих. Оцифрованная сеть обеспечит четкий контрольный след и душевное спокойствие для всех заинтересованных сторон. Однако успех будет зависеть от того, будут ли все эти игроки достаточно коммуникабельны, чтобы предоставить доступ к своим данным третьим лицам.
Некоторые могут быть готовы к сотрудничеству, другие - нет. Например, некоторые фермеры и дистрибьюторы / розничные торговцы исходной продукции, естественно, опасаются передавать слишком много данных о хозяйстве или потребителях из-за страха дезинтермедиации (что означает, что посредники будут исключены из цепочки) и потенциальных последствий для будущих ценовых переговоров.
Альтернативой было бы создание нескольких разрозненных цепочек поставок, но это является чрезвычайно дорогостоящим и требующим много времени управления.
На сегодняшний день лучший вариант - убедить всех заинтересованных участников цепочки поставок сотрудничать.
Их индивидуальные интересы и независимость могут быть защищены надежной независимой стороной, соединяющей этих игроков и их отдельные системы данных в цифровую сеть. Отсюда можно будет стандартизировать и, что особенно важно, анонимизировать эти данные.
Возможность анализа и интерпретации данных поможет поднять планку для всех.
Национальные правительства, сотрудничающие в разработке общих стандартов через такую организацию, как ЕС, могли бы взять на себя инициативу и ответственность за создание такой сети. Это было бы более эффективно, чем пытаться объединить несколько инициатив отдельных торговых организаций или крупного бизнеса.
Смотреть вперед
Несомненно, будут проблемы с преодолением укоренившегося мышления.
Однако гораздо легче изменить образ мышления, когда ценность для бизнеса, содержащаяся в данных, становится ясной и есть ощутимые результаты для всего сектора - или, по крайней мере, для ответственных участников.
Учитывая глобальные издержки мошенничества с пищевыми продуктами, которые оцениваются примерно в 30 миллиардов евро в год, выгоды должны быть немедленно очевидны для всей отрасли.
В то время как необходимость в простой существующей системе очевидна и технология существует, запуск этой системы будет сложной задачей.
Наиболее разумным подходом было бы установить промежуточные цели по тем элементам, которые наиболее достижимы. Успех продемонстрирует ценность для других игроков и повысит привлекательность всей экосистемы для определенных сегментов рынка, которые признают немедленные выгоды.
Хорошим примером может служить защита растений.
Коммерческие пестициды строго регулируются на многих рынках. В ЕС уровни остатков в пищевых продуктах должны быть ниже пределов, установленных Европейским управлением по безопасности пищевых продуктов.
В случае отзыва продукта или изменения направления использования крайне важно быстро определить местоположение каждой соответствующей партии и контейнера в цепочке поставок, вплоть до фермера. Объединенный подход может сыграть неоценимую роль в минимизации рисков потенциальных последствий для здоровья потребителя, одновременно помогая фермерам в их усилиях идти по правильному пути.
В таком сценарии ряд игроков - торговцы, упаковщики, оптовые торговцы, переработчики и производители пищевых продуктов, бакалейные лавки, точки общественного питания - будут более уверены в том, что их поставщики соответствуют их требованиям: например, что органические продукты действительно считаются органическими.
Если ЕС хочет воплотить свое видение в жизнь, нельзя терять время. Поддержать эту стратегию абсолютно в интересах аграрного сектора.
Цепочка поставок пищевых продуктов сейчас подвергается более тщательной проверке, чем когда-либо, и такая проверка выявляет недостатки, которые больше не будут приемлемыми. Более того, в связи с растущим вниманием потребителей к таким факторам, как происхождение и устойчивость пищи, на производителей оказывается давление с целью поддержания общественного доверия.
Потенциальные выгоды намного превышают затраты. Если ЕС преуспеет в создании прочной, устойчивой и подотчетной продовольственной сети, она может послужить моделью для остального мира и в конечном итоге стать пионером более безопасной и устойчивой системы производства продуктов питания для всех».
(Источник: www.weforum.org. Автор: Линдси Саддон, директор по стратегии в компании Proagrica).
