Слияния и поглощения в агробизнесе отразились на науке о пшенице 

В своей статье на портале www.agriculture.com Билл Шпигель рассказывает о тенденциях в селекции пшеницы на примере США.

«Минувший год произвел ряд крупных потрясений в агробизнесе. Некоторые компании потеряли большую часть своего бизнеса, в то время как другие нашли новые источники прибыли. Тоже самое произошло и с селекцией пшеницы, так как культура отчасти проигрывает по потенциальной прибыли кукурузе и соевым бобам.

Хорошей новостью для производителей пшеницы является то, что компании все еще инвестируют в такие проекты, как гибридная пшеница и нишевая пшеница, нацеленная на рынки потребления безглютеновой пшеницы.

А ведь не так много лет назад компании по выращиванию пшеницы были подающими надежды суперзвездами семеноводства.  

Глобальный дефицит пшеницы в 2008-2009 годах вызвал всплеск инвестиций в исследования и разработки сорта пшеницы, которые включали следующее:

  • В 2009 году Monsanto приобрела селекционеров пшеницы Westbred за 45 миллионов долларов. Это привело к тому, что Monsanto после длительного «отпуска» вновь вошла в бизнес по производству семян пшеницы.
  • Выход Limagrain Cereal Seed в 2009 году на американский рынок пшеницы. Французская компания имеет более чем 50-летнюю историю в Европе, но заявилась в США, покупая и создавая региональные семенные компании.
  • Инвестиции в исследования и открытия гибридной пшеницы, сделанные Bayer CropScience и Syngenta AgriPro в конце 2000-х годов. Для Bayer гибридная пшеница была единственным стимулом в развитии пшеницы. Тем временем гибридная программа Syngenta была разработана, чтобы дополнить традиционное разведение.

Оглядываясь назад, легко понять, почему произошли огромные инвестиции в исследования пшеницы.

По данным Минсельхоза США, глобальные погодные условия 2006-2008 годов привели к рекордно короткому сезону, опасно низким мировым запасам и резкому росту цен на пшеницу.

В ответ фермеры нарастили производство дефицитного зерна. В течение нескольких лет мировые запасы восстановились, и мир буквально наводнился пшеницей. А последний раунд слияний и поглощений в крупных семенных и агрохимических компаниях встряхнул рынок селекции.

Когда Bayer CropScience купил Monsanto в 2018 году, он приобрел портфель Monsanto Westbred.

Westbred - это компания из Айдахо, специализирующаяся на семенах пшеницы, которая предлагает полный ассортимент сортов твердой красной озимой, твердой белой озимой, мягкой белой озимой, твердой красной яровой и твердой белой яровой пшеницы.

По словам Джеффа Косчелни, менеджера по продуктам для пшеницы Bayer CropScience, приобретение Bayer дает производителям пшеницы множество вариантов средств защиты растений, дополняющих их урожай: «Ищете ли вы гербициды или фунгициды для пшеницы, компания готова предложить комплексный и системный подход».

Косчелни был главным в Monsanto по пшенице до покупки компании Bayer.

Пшеница играет важную роль в европейском бизнесе Bayer. И Косчелни говорит, что также будет и в США: «В объединенной компании по этому поводу много энтузиазма. Зерновые являются такой важной культурой с точки зрения продовольственной безопасности и устойчивости. Для нас это большой бизнес в Европе, и мы будем продолжать предоставлять инновации европейским и североамериканским фермерам».

Почему Bayer продал гибридную пшеницу BASF

Когда Bayer купил Monsanto, компания была вынуждена отказаться от существующих активов, связанных с пшеницей. Это включало программу по выращиванию гибридной пшеницы в Линкольне, штат Небраска, запущенную в конце 2010-х годов.

Представители BASF говорят, что их первые гибриды пшеницы намечены на середину 2020-х годов.

Гибридная пшеница (когда два разных сорта пшеницы перекрестно опыляются с образованием гибрида) долгое время была целью селекционеров и компаний.

Так, первые гибриды BASF появятся в классах с твердой красной озимой и твердой красной яровой пшеницей.

«Семена будут стоить немного дороже, - говорит Эдвард Соуза, глава BASF по глобальному выращиванию пшеницы. - Таким образом, мы должны обосновать ценность гибридов для фермеров».

По его словам, гибриды обычно дают больше, чем обычные сорта пшеницы, а также обеспечивают лучшую стабильность урожая. «Соедините эти преимущества вместе, и мы считаем, что это хорошее предложение», - говорит Соуза.

Syngenta: пшеничные планы на 2021 год отменены

Между тем Syngenta, владеющая линейкой сортов пшеницы AgriPro, планировала ввести гибридную пшеницу на рынок в начале 2020-х годов.

Но в конце 2018 года компания объявила, что «сократит» свою программу по производству гибридной пшеницы в Северной Америке, несмотря на вложение миллионов долларов в течение почти десяти лет.

Карлос Иглесиас, глава отдела зерновых в Северной Америке для Syngenta, говорит, что в течение многих лет компания планировала назначить коммерческую дату выпуска своих новых гибридных линий яровой пшеницы и гибридных линий озимой пшеницы на 2021 год или немного спустя.

Тем не менее, компания определила, что в текущих рыночных условиях гибриды пшеницы могут не дать фермерам необходимых преимуществ, чтобы сделать технологию жизнеспособной и устойчивой.

Решение сводится к экономике, говорит Иглесиас. Например, фермеры могут повысить урожайность на 10%, или 6 бушелей на акр, на участке в 60 бушелей на акр.

В сегодняшней конкурентной среде пшеницы в Северной Америке преимущество в 10% по сравнению с ведущими сортами может быть «слишком малым для гибридной пшеницы, чтобы успешно конкурировать, и иметь привлекательную общую ценность для фермеров, партнеров по семенам и самой Syngenta», объясняет Иглесиас.

Syngenta продолжит свою программу селекции сортовой пшеницы и планирует провести исследования на ранней стадии для гибридной пшеницы.

«Мы не хотим выходить на рынок с чем-то, что не имеет шансов на успех в улучшении нормы прибыли, которую получают фермеры пшеницы на каждом акре, которые они сажают», - сказал Иглесиас.

Еще несколько семенных компаний продолжают разрабатывать новые продукты и решения для пшеницы.

Например, Arcadia Biosciences под брендом GoodWheat Arcadia BioSciences работает над портфелем нишевых сортов пшеницы. К ним относятся пшеница с высоким содержанием клетчатки, которая повышает содержание клетчатки без горького вкуса, и пшеница с низким содержанием глютена, которая снижает аллергенный глютен на 75%. Эта черта важна для потребителей с пищевой аллергией.

Сорта пшеницы, устойчивые к гербициду-ингибитору ACCase Aggressor, были разработаны учеными из Колорадского фонда исследований пшеницы и лицензированы для PlainsGold и Limagrain в 2015 году. Эти не содержащие ГМО сорта озимой пшеницы, позволяющие контролировать травянистые сорняки».

(Источник: www.agriculture.com. Автор: Билл Шпигель).