9 декабря прошло заседание Консультативного совета Института мировых аграрных рынков МГИМО (ИМАР), на котором был представлен учебник «Мировые аграрные рынки». Этот учебник, созданный ведущими экспертами и представителями научного и образовательного сообщества, стал первым академическим изданием, которое формирует новую область знаний в области международной торговли сельскохозяйственной продукцией.
В учебнике содержится информация о географии и особенностях аграрного производства, развитии международной торговли, а также рассматриваются темы ценообразования, спроса и предложения, логистики, правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Также уделяется внимание организации экспорта, позиционированию и продвижению продуктов питания на зарубежных рынках.
Выход нового учебника является знаковым событием для ИМАР и приурочен к текущим Дням мировых аграрных рынков. Ректор МГИМО, академик Анатолий Торкунов, открывая заседание Совета, сообщил, что в ИМАР действуют три ключевые образовательные программы: магистратура, работающая уже шесть лет, а также две сетевые бакалаврские программы, реализуемые совместно с Кубанским и Ставропольским государственными аграрными университетами.
“На программах, связанных с международной торговлей аграрной продукцией, сейчас обучаются уже почти полторы сотни студентов. В МГИМО реализуется специализированная МВА по агробизнесу и внешней торговле. ИМАР ежегодно реализует порядка десяти краткосрочных программ для корпоративного сектора и органов государственного управления в сфере АПК”, - сказал Анатолий Торкунов.
Анатолий Торкунов представил собравшимся недавно вышедший из печати учебник «Мировые аграрные рынки». Ректор отметил, что этот учебник создает тематическую основу и обобщает методические подходы, которые МГИМО, Минсельхоз России, «Агроэкспорт» и бизнес-сообщество АПК применяют в университете на протяжении более пяти лет. Содержание книги отражает многогранный подход МГИМО к международной торговле сельскохозяйственной продукцией. «Мы смогли занять уникальную нишу в образовательной и научной сфере, связанной с прикладными знаниями и компетенциями», – добавил он.
Заместитель министра сельского хозяйства Сергей Левин, под чьей редакцией был издан учебник, отметил, что в последние годы в России была разработана целая система государственной поддержки и развития экспорта продукции агропромышленного комплекса. Также был создан институт сельхозатташе, который сейчас включает 40 представителей отечественного аграрного ведомства в различных странах мира. Кроме того, основан Федеральный центр «Агроэкспорт».
Сергей Левин сообщил, что отрасль значительно увеличила объемы поставок на внешние рынки, и российские компании стали важными игроками на них.
“Этот первый в нашей стране учебник по мировым аграрным рынкам обобщает весь опыт, который мы проходили в реальной жизни и смогли воплотить на бумаге”, – сказал Сергей Левин.
Проректор по развитию МГИМО Артем Мальгин представил членам Консультативного совета ИМАР ключевые результаты работы института в 2024 году, в том числе в рамках программы «Приоритет – 2030». Он также обсудил радикальные изменения в программе, которые были анонсированы Минобрнауки России. В этой связи была подчеркнута важность привлечения большего внимания задачам по обеспечению технологического лидерства страны в контексте международной деятельности российского агропромышленного комплекса. Артем Мальгин отметил, что для успешного дальнейшего развития ИМАР необходима постоянная обратная связь от членов Консультативного совета, так как только практики могут предоставить информацию о том, какие технологии, навыки и компетенции востребованы российскими компаниями на международных рынках.
Учебник представляет собой свод знаний и опыта в области торговли продукцией агропромышленного комплекса (АПК), а также выделяет ключевые области знаний, которые являются основой для развития аграрных компаний, общественных институтов и государственных органов.
Об этом сообщил Дмитрий Краснов, руководитель «Агроэкспорта» и директор ИМАР. Он отметил: “Чтобы возникло данное издание, должен был появиться плодородный слой практического опыта и ее осмысления. Созданная «Агроэкспортом» Библиотека экспортера основана на тесном взаимодействии с отраслевым сообществом и концентрирует весь актуальный и передовой опыт ведущих компаний АПК. Уникальность учебника состоит в том, что он объединил и придал академическую форму большому объему информации, накопленной за все эти годы”.
Дмитрий Краснов выразил благодарность авторскому коллективу и членам редакционной коллегии, в подготовке учебника приняло участие более 30 человек, большинство из которых являются сотрудниками «Агроэкспорта». «Они указаны в учебнике как авторы, а сам «Агроэкспорт» вписан в историю российского экспорта», – добавил он.
Президент Agrifood Strategies Альберт Давлеев отметил: данное издание охватывает такой широкий спектр знаний, что каждый его раздел мог бы стать самостоятельным учебником, и сравнил событие с запуском первого флагманского корабля, который положит начало целой флотилии. Он также выразил уверенность в том, что книга будет пользоваться высоким спросом не только в ИМАР и аграрных вузах, но и во многих других российских образовательных учреждениях, программы которых так или иначе связаны с экспортной деятельностью.
Сергей Юшин, руководитель Национальной мясной ассоциации, отметил, что в учебнике представлена не только теоретическая информация, но и практические данные от отечественных экспортных компаний, которые осваивают международные рынки. Сергей Юшин призвал бизнес делиться своими знаниями с авторами и сказал, что учебник может стать стимулом для выхода как крупных, так и малых компаний на внешние рынки, а также будет полезен для региональных властей, занимающихся экспортной деятельностью.
Генеральный директор Национального союза производителей молока Артем Белов охарактеризовал учебник как суть экспортной инфраструктуры, сформированной за последние годы.
Управляющий акционер «КОМОС ГРУПП» Андрей Шутов отметил прокомментировал выход учебного пособия: “Россия становится одной из ведущих мировых аграрных держав. Однако успех любой компании, в том числе в АПК, – это умные и образованные люди. С вашей помощью образованных людей станет больше”.
Заместитель директора ИМАР МГИМО Виталий Нагалин поделился итогами работы института и задачами на следующий год. К ним относятся развитие программ основного и дополнительного образования, а также реализация совместных образовательных проектов с бизнесом в области правового регулирования, обмена инвестициями и технологиями, а также обучение представителей на зарубежных рынках и другие направления.
Заседание Консультативного совета прошло в рамках Дней мировых аграрных рынков. В этом контексте были организованы обучающий семинар для региональных органов исполнительной власти, открытые лекции по продвижению российской аграрной продукции, а также встречи студентов с HR-службами предприятий агропромышленного комплекса.
Источник и фото: ФГБУ «Агроэкспорт».