Импортозамещение картофеля – одна из самых популярных тем, когда к российским овощеводам (да и к ритейлу) возникает много вопросов. Ответить на них портал AGRO XXI попросил Эмилию Зеер, директору по сбыту и развитию компании «Раздолье», в которой картофелеводство занимает важное место
- Расскажите, пожалуйста, о Вашей компании и какое место в приоритетах занимает производство картофеля.
- Компания ООО Раздолье основана в 2008 году и представляет собой сельскохозяйственное предприятие, осуществляющее весь спектр производственной деятельности по выращиванию, переработке, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции. Данная организационная структура позволяет контролировать качество продукции на протяжении всей цепочки производства - от поля до конечного потребителя, - рассказывает Эмилия Зеер.
- Среди проектов, реализуемых ООО «Раздолье», на сегодняшний день приоритетное значение отдано следующим направлениям: заготовка кормов (фокус на сено) и овощеводство (производство картофеля и в перспективе следующих овощей - свекла, морковь и тд.). Так же компания занимается зерновыми (овес, пшеница, ячмень)
Новый виток развития компания получила в 2015 году с приходом новой управляющей команды, которая проанализировав рынок, разработала оптимальную стратегию развития компании для данного региона.
В настоящий момент в предприятии три обособленных подразделения – Истринское, Клинское и Дмитровское. Клинское обособленное подразделение специализируется на овощеводстве и зерне. Истринское и Дмитровское подразделения – на производстве кормов (сено, силос, сенаж, зерно).
В настоящее время компания в стадии активного развития и роста. Как пример – по итогам декабря 2017 года прирост к декабрю 2016 года по численности персонала составил 85%, на декабрь 2018 года еще порядка 90%. Такой же процент наблюдаем в росте выручки от реализации продукции.
Перспективы развития компании с учетом климатической зоны – кормозаготовка (сено, сенаж и тд) и овощеводство (фокус на производство картофеля и овощей так называемого «борщевого набора»).
Цели для себя ставит компания амбициозные – стать №1 по кормозаготовке в Московской области и выйти на объемы реализации продукции порядка 6 000 тонн тон в год.
В овощеводстве – в ближайшей перспективе стать крупным поставщиком картофеля в федеральные сети, развить собственный бренд эко-картофеля «Завидовский» с широким спектром позиционирования как в премиум, так и в массовом сегменте рынка. Сделать качественный картофель доступным каждой российской семье.
- Сколько га под картофелем, какие сорта выбраны и почему именно эти сорта?
- По посевным площадям под картофель:
2019 год – 260 Га
2020 год- 500 Га
Урожайность по картофелю по факту 2017 года – 300 Ц с Га, 2018 год- 350 Ц с га, 2019 год стал рекордным, до 600 Ц с Га.
В настоящий момент выращиваемые сорта Галла и Ред Скарлет.
Выбор данных сортов основан на анализе спроса от покупателей, в том числе и ритейловых сетей, адаптивности данных сортов к нашим условиям и типу почвы и собственном «отборе» путем сравнивания результаты выращивания разных сортов.
- Сложно ли российскому картофелю конкурировать с импортом – что надо сделать, чтобы на прилавках был картофель преимущественно отечественного производства?
- Что значит сложно? Сельское хозяйство вообще не простое занятие. Нет ничего невозможного. Тем более рынок настойчиво «подталкивает» производителей к выходу на новый уровень производства. В 2018 году был принят новый ГОСТ по картофелю.
В связи с корректировками стандартов качества, производителям картофеля нужно будет внести корректировки в производственный процесс на всех его этапах - начиная от выбора семян до сортировки продукции. Данные изменения коснутся как крупных игроков, так и мелкие фермерские хозяйства.
Решим извечную проблему российского производителя со складами хранения, доступным и качественным оборудованием, квалифицированными кадрами – будет у нас отечественный картофель исключительно отличного качества.
Позитивные тенденции в этом направлении есть. Есть поддержка Минсельхоза, отделов сельского хозяйства на местах и т.д. Не так быстро и не в том объеме, как нам производителям бы хотелось, но есть. Остальное – за производителем и за его внутренней организацией своих бизнес процессов.
- Есть мнение, что производство картофеля – дорогое удовольствие. Так ли это?
- Во всем мире считается картофельный бизнес трудоемким, но одним из наиболее рентабельных в сельском хозяйстве. Однако если в хозяйстве не хватает денег на новую технику, удобрения, химикаты и, главное, нет хорошего семенного картофеля, то рентабельность будет равна нулю. Основная доля затрат в производстве картофеля приходится на семена, горюче-смазочные материалы, удобрения, средства защиты и затраты на электроэнергию, а также хранение.
Доходность картофельного бизнеса год от года значительно разнится. В 2018 году, например, рентабельность, особенно мелких производителей, была на уровне нулевой или даже отрицательной, многие вообще ушли с рынка. Крупные же компании, особенно те, которые имеют тесные связи с торговыми сетями или каналы сбыта на перерабатывающие предприятия (чипсы, картофельное пюре), площади не сокращали и даже увеличивали.
- Какая техника есть в хозяйстве и в какой технике для производства картофеля есть необходимость?
- Компания активно занимается вопросом улучшения качества производственного процесса. В частности, на повестке дня – расширение парка сельскохозяйственной техники. На сегодняшний день с/х парк ООО «Раздолье» уже пополнился современными машинами немецких брендов Grimme и CLAAS, John Deereе – ведущими мировыми производителями сельскохозяйственной техники. Так же присутствует техника белорусских производителей (Кировец, МТЗ и тд). В реализацию данной задачи было инвестировано свыше 100 млн. руб и в настоящее время компания на 100% укомплектована необходимой техникой.
Техника закупается у российских дилеров на собственные средства и в лизинг. Парк техники в связи с увеличением площади посадки картофеля, естественно будет расширяться в 2020 году.
- Как Вы оцениваете урожайность картофеля на сегодняшний день в Вашем хозяйстве относительно средних показателей (и какие они) – где точки роста?
- Если не брать в расчет «супер урожайный» сезон этого года (60 тонн с га), то наше хозяйство показывает средние показатели урожайности – 25-30 тонн с га.
Если говорить о точке роста - мы приверженцы классики и считаем, что грамотный севооборот, отработанная технология посадки и обработки в купе с качественным семенным материалом – залог хорошего урожая.
- Мало убрать – надо сохранить. С какими проблемами сталкивается отрасль при хранении картофеля в целом и как в Вашей компании устроены мощности для хранения урожая.
- Проблема отсутствия складов хранения - одна из вечных проблем России.
По оценкам участников рынка, снижению цен на картофель и другие овощи способствует и нехватка овощехранилищ и логистических центров. Поэтому осенью производители стремятся быстрее продать как скоропортящиеся культуры, так и те, что подлежат хранению. При этом из-за отсутствия картофелехранилищ треть урожая все-таки пропадает. Эксперты считают, что ежегодно у нас сгнивает почти столько же урожая, сколько Россия импортирует из других стран в виде сырых клубней и продуктов их переработки.
В настоящее время в компании построено 2 современных овощехранилище ангарного типа общим объемом 7 тысяч тонн: бескаркасная конструкция с напольными каналами вентиляции.
На очереди – ввод в эксплуатацию в следующем году еще одного овощехранилища подобного типа. В среднесрочной перспективе компания осуществит ввод еще трех аналогичных овощехранилищ, а общий объем всего комплекса составит 17,5 тыс. тонн. Кроме того, в 2020 году будет проведена реконструкция складов временного хранения на 2,5 тыс. тонн.
В проект по расширению и модернизации базы хранения инвестированы сотни миллионов долларов. По предварительным оценкам срок окупаемости составит не более 5 лет.
- Куда урожай реализуете – есть ли интересные маркетинговые решения?
- Компания в 2017 году впервые вышла в ритейл, осуществив поставки картофеля в розничную сеть МясновЪ (порядка 13 магазинов в Москве и Нижнем Новгороде). Так же впервые мы запустили собственную розничную точку на Даниловском рынке, и осуществляем мелко оптовую торговлю с хозяйства. С 2018 года заключены договора на поставку картофеля с сетями «Вкус Вилл», «Утконос», «Мираторг». Так же есть договоренности о потенциальном сотрудничестве с сетью X5, «Виктория», «Азбука Вкуса», «Глобус Гурме».
- Ваше мнение, нужен ли ГМ-картофель или такой необходимости нет?
- Так как мы в своем производстве делаем акцент на экологическое земледелие, то использование ГМ картофеля не планируем.
Но, как коммерсанты понимаем, что многие производители, ориентированные на «прибыль за короткий срок» и дальнейший быстрый выход из данного направления в производстве, вполне могут использовать ГМ сорта как инструмент для достижения своих целей.
При этом можно долго рассуждать о целесообразности и необходимости данного продукта. Это выбор сугубо индивидуальный.
Как пример - кратко даю основные плюсы и минусы использование ГМ картофеля.
Преимущества ГМ-картофеля:
- высокие урожаи;
- устойчивость к болезням, вредителям и гербицидам;
- дешевизна возделывания (не нужно тратить силы и средства на прополку и борьбу с вредителями);
ГМ-картофель, использующийся для производства чипсов, содержит меньше аспарагина – аминокислоты, которая под действием высокой температуры преобразуется в канцерогенное вещество акриламид.
Недостатки трансгенного картофеля:
- ген отвечает не за один признак, а за совокупность. Так, замечено, что сорта, устойчивые к колорадскому жуку, восприимчивы к гнили и плохо сохраняются до весны;
- место основного вредителя, к которому устойчив ГМ-картофель, занимают другие. Например, на растениях, устойчивых к колорадскому жуку, паразитирует картофельная моль;
- вредители постепенно адаптируются к токсинам картофеля, мутируют;
Всплеск урожайности в первые два года выращивания трансгенных сортов, объясняется устойчивостью к вредителям и гербицидам. Затем сорняки и паразиты адаптируются
- Планы компании на ближайшее время по картофелю.
- В этом сезоне «Раздолье» собрало свыше 9 тыс. тонн продовольственного картофеля для того, чтобы накормить жителей Москвы и Подмосковья первоклассным, экологически чистым продуктом. 6 тысяч из собранного было заложено в овощехранилище и 3 тысячи реализовано с поля. В планах на 2020 год собрать порядка 20 тысяч тонн картофеля.
ООО «Раздолье» продолжает развивать масштабный проект по строительству пяти инновационных овощехранилищ для обеспечения наилучших условий хранения производственного картофеля. В дальнейшем – запустить процесс переработки сырья и стать предприятием полного цикла.
Фото предоставлено пресс-службой компании ООО «Раздолье».