Когда органические фермеры в Швейцарии опрыскивают свои посадки земляники садовой, досужие наблюдатели отпускают колкие замечания, даже не зная, что именно содержатся в баке. На самом деле, ягоды получают только натуральные подкормки
Фермеров в настоящее время постоянно критикуют и обвиняют в экологических проблемах без разбора. Так, в Швейцарии любой человек с опрыскивателем, попадающие в поле зрения бдящих «экологов»-общественников, получает кучу замечаний и рекомендаций, ведь сторонние наблюдатели гораздо лучше знают, что происходит и как надо делать, рассказывает Рената Ходел в своей статье на портале Mediendienst.
«При этом, большинство прохожих не знают, что находиться в баке. Большинство биологических фунгицидов, инсектицидов и удобрений применяются также, как и агрохимия, и зачастую требуют защитной одежды. Но из года в год самозванные наблюдатели приходят посмотреть, как мы распыляем, а потом мы должны оправдываться», - сетует фермер Патрик Нидерхаузер. Он выращивает клубнику неподалеку от Берна и изрядно натерпелся от советчиков, хотя для своей клубники он применяет компостный чай.
Компостный чай получают во время аэробного процесса, пропуская через раствор компоста достаточное количество кислорода. Как только состав готов, Патрик Нидерхаузер должен применить его как можно скорее: чай разбавляют водой, а затем направляют в систему орошения или заливают в прицепной опрыскиватель для еженедельного опрыскивания по листу.
Нидерхаузер расходует около 200 литров чистого компостного чая на гектар. Он объясняет, что микроорганизмы, введенные с компостом, укрепляют и защищают растения: «С тех пор, как мы начали использовать компостный чай, отмечаем меньшее заражение грибами и смогли значительно сократить использование химически и синтетических пестицидов, а иногда и вовсе обходимся без них, как и без коммерческих удобрений. В результате у нас увеличилось количество естественных полезных насекомых, и, следовательно, приходится бороться с меньшим количеством вредителей. Растения развиваются активно, однородно, дают сочные и вкусные ягоды».
Компания Ральфа Келлерхальса в Базелланде полагается на другой натуральный продукт: в бак для опрыскивания попадает не компостный чай, а раствор извести.
Так называемая фруктовая известь, растворенная в воде, имеет высокое значение pH, равное 12,6, и вносится в почву или листья.
«Фруктовая известь обеспечивает растения питательными веществами, такими как кальций или магний, плюс приносит пестицидный эффект. Грибы, бактерии и вирусы не переносят такое высокое значение pH, значит, раствор имеет дезинфицирующий эффект. Используя известь на фруктовых деревьях и ягодах, мы смогли значительно сократить использование пестицидов, а также защитить окружающую среду и нашу собственные продукты», - объясняет Ральф Келлерхалс.
Фруктовую известь применяет на клубнике и Патрик Нидерхаузер, но весьма осторожно: «Пока неизвестно, как известь влияет на микроорганизмы в компостном чае - может ли она их уничтожить. Поэтому известью опрыскиваю только для дезинфекции во время зимовки, а не после нее.
Фермеры огорчаются, когда их несправедливо критикуют. Ведь применение компостного чая и фруктовой извести требует больше времени и трудозатрат, чем обычные пестициды.
Органику необходимо вводить профилактически и регулярно. Ральф Келлерхалс опрыскивает свои культуры в соответствии с практическим правилом примерно каждые семь дней, а затем в зависимости от погоды. «Когда идет сильный дождь, нужно чаще обрабатывать», - объясняет он.
Защита растений сложна, и нельзя делать обобщения, будто биологические агенты неизменно безвредны, а синтетические агенты всегда вредны для здоровья человека и окружающей среды.
В органическом земледелии, например, медные продукты используются против фитофтороза и клубневой гнили картофеля. Хотя медь встречается в естественных условиях, она производится синтетически для использования в органическом сельском хозяйстве, а также содержит тяжелые металлы, которые при слишком частом использовании накапливаются в почве, могут представлять опасность для воды и, среди прочего, токсичны для дождевых червей. Обычный аналог циазофамида также может представлять опасность для воды, но, в отличие от меди, он разлагается.
Хотя Патрик Нидерхаузер воздерживается от использования агрохимии на «компостных» культурах, поскольку синтетические агенты могут повредить микроорганизмы, выращенные в компостном чае, в патовой ситуации прибегает к традиционным пестицидам. «Когда наблюдается сильное заражение вредителями или грибом, лечебное применении агрохимии является последним шансом спасти урожай от полного разрушения. Потерял урожая означала бы огромные финансовые трудности и поставила бы под угрозу все существование фермы», пояснил он.
(Источник: Mediendienst. Автор: Рената Холден).