Более половины сельских домохозяйств в КНР не имеют документов права собственности на землю
Голые лампочки, неотапливаемые комнаты и пожилые жители деревни ЙангВонг, расположенной в восточной части Китая, создают впечатление не самого подходящего места для эксперимента по внедрению передовых спутниковых технологий.
Эта крошечная деревня провинции Анхуй стала базой для пилотного проекта, целью которого является нанесение на карту границ землевладений местных фермеров, что осуществляется впервые. Таким образом, деревня Янг-Вонг оказывается пионером в попытках Китая построить современный сельскохозяйственный сектор, который сможет обеспечивать продовольственную безопасность страны – один из политических приоритетов Коммунистической партии Китая.
Картирование – утомительная, но ключевая задача, цель которой - сделать фермеров более защищенными в своих правах. Если фермеры будут чувствовать себя в безопасности, то они станут увеличивать масштабы своих хозяйств. Это также поможет защитить фермеров от захвата земли местными чиновниками, что является главным поводом для беспокойства у деревенских жителей.
«Если мы не сделаем этого сейчас, и старшее поколение уйдет, то следующее поколение крестьян не будет знать, где чья земля », - говорит Пэн Шенджью, который контролирует один из пилотных проектов по картированию в Анхуе .
«Вскоре никто не сможет этого узнать». Китайский ежегодный программный документ по сельской политике предусматривает картирование всех фермерских угодий страны в ближайшие пять лет. Это технический прорыв, который будет стоить 16 млрд. долларов.
Еще одно направление работы по развитию сельских территорий, которое анонсировал Пекин – налоговая реформа, целью которой будет сокращение огромного разрыва в доходах между городской элитой и сельской беднотой.
Реформа 1980-ых гг. приравняла фермерские угодья к землевладениям, но формально сохранила право собственности за колхозами. Свидетельства на пользование землей в лучшем случае неточны, и более половины сельских домовладений не имеют необходимых документов, и право владения определяется либо со слов деревенских жителей, либо прихотью чиновников.
Уроки, которые будут получены в процессе реализации проекта по спутниковому картированию небольших участков земли в Янг-Вонге, могут быть использованы в других, более крупномасштабных пилотных проектах в провинции Анхуй, и в каких-либо других местах с прицелом на развертывание общенациональной программы.
Малые фермы
Большинство китайских ферм занимают участки площадью около восьми му (15 му = 1 гектару или 2,5 акра) – это приблизительно как поле для американского футбола. Почти каждое такое землевладение состоит из пяти и более разрозненных небольших участков.
В одной только провинции Анхуй более ста миллионов участков, площадью менее одного му каждый. В масштабах всей страны свыше одного миллиарда участков никогда не были нанесены на карту должным образом. Картирование заменит текущее документирование земли, которое зачастую основывается на примерно таком описании: «Поля Янга граничат с полями Вонга на востоке». Подобные расплывчатые формулировки вынуждают сельских жителей делать грязные узкие разделительные полосы, чтобы обозначить свои владения. Крестьяне опасаются, что в дальнейшем они не смогут определить, какой из участков принадлежит им.
Информация о границах угодий будет поступать в поисковый регистрирующий центр, который позволит фермерам подтвердить их право собственности и обеспечит чиновников более точными данными об использовании земли.
Хотя Китай в 2008 году узаконил передачу права собственности, позволяющую сельским жителям объединять земли, большинство китайских сельскохозяйственных угодий до сих пор слишком мелкомасштабны. Инвестиции в такие хозяйства не целесообразны, однако для обеспечения растущего городского населения продуктами питания необходимо поднять производительность сельских территорий на приемлемый уровень.
По результатам исследования Всемирного банка, хозяйства, которые арендуют крупные участки земли, более привлекательны для долгосрочного инвестирования, если только их право собственности документально подтверждено и законно.
Фермерские семьи, которые чувствуют уверенность в своем праве собственности на землю, отправляют больше членов семьи на поиск высокооплачиваемой работы, - выяснилось в ходе исследования. Ежемесячные доходы приезжих чернорабочих превышают совокупный доход за год, получаемый с участка земли в один му.
Более точное сведения о праве собственности «создает у людей ощущение большей безопасности», - говорит Джиан Зонгжу, сутулый 72-летний старик из Янг-Вонга, с подслеповатыми глазами и крупными руками чернорабочего.
«Все уезжают работать, но если у тебя есть свидетельство права собственности на землю, ты знаешь, что земля твоя и никто не сможет ее забрать, и ты можешь потребовать ее обратно, если хочешь. Это важно для обычных людей, потому что наша жизнь проходит на земле».
Дорогостоящий процесс
Установление права собственности – кропотливая работа, которая включает в себя соотнесение спутниковых снимков с записями местных жителей, выдачу свидетельств на право собственности и создание базы данных по регистрации и поиску документов о передаче земель.
Ровные поля Северо-Китайской равнины могут дробиться много раз. Холмистая местность Южного Китая повышает допустимую погрешность спутника. Деревья осложняют привязку местности.
Международная земельная система (International Land Systems)– компания приобретенная Томсом Рейтерсом в июле 2011 года, была вовлечена в изначальный пилотный проект в Янг-Вонге, где пытались найти наиболее рентабельный метод картирования. Главный китайский куратор сельскохозяйственной политики Чен Хсимен произвел оценку, в соответствии с которой цена может составить 8-10 юаней на му, или примерно 18 млрд юаней в масштабах всей страны. Другие чиновники говорят, что цена Рейтерса может достигать 100 млрд. юаней, в то время как уважаемый финансовый журнал Caixin говорит, что это будет стоить 150 млрд юаней. Даже минимальная цена будет слишком высокой для ограниченных бюджетов сельских правительств. Пилотный проект в районе Матоу провинции Анхуй, где равнинные пшеничные поля облегчают измерения и, соответственно, их картирование стоит дешевле, обошелся в одну шестую годового бюджета этого района. «Расходы по сертификации земли придется взять на себя всей нации, поскольку нет никакой возможности финансировать эти работы из региональных бюджетов», - сообщил агентству Reuters заместитель главы района Matou.
Этот проект повлечет дополнительные расходы для Пекина, который субсидирует производство зерна, применение удобрений и орошение по средней ставке 150 юаней на му. Субсидии основываются на оценке площади, которую, на сегодняшний день фермеры регулярно занижают, с тем чтобы избежать налога на зерно.
Точное картирование может заставить Китай пересмотреть оценку, и тогда общая площадь субсидируемых земель может составить 1,8 млрд му фермерских земель – грубо говоря, это именно то количество, которое по мнению китайских экспертов необходимо для продовольственной безопасности страны.
Только один район Matou получил на 45% больше зарегистрированной земли в процессе более тщательного картирования, к всеобщему восторгу местных чиновников и надежде местных жителей на увеличение.
Житель деревни Янг-Вонг Янг Чанджпей беспокоился, что может лишиться своей земли, когда впервые услышал об этой программе. Подробные разъяснения успокоили его, хотя он и не видит смысла в тщательной сертификации, когда местные жители все друг друга хорошо знают.
Его сосед Джиан, напротив, с энтузиазмом отнесся к этому. «Бермы (канавы или земляные насыпи), которые местные жители используют для обозначения своих участков, могут исчезнуть, когда поля будут объединяться, что вынудит жителей искать какой-либо другой способ обозначать свои участки», - считает Джиан.
Если объяснить это, то люди во всем Китае поймут, как это важно.
Евгения Филимонова
По материалам Нэнси Хорнби и Хью Ли Деревня Янг-Вонг, Китай, Рейтерс (Manitoba Co-Operator)