Что важнее, васильки или картошка? Полевые цветы исчезают в сельскохозяйственных районах Германии, а навоз и вовсе надо завозить из Нидерландов. Тем не менее, немецкий фермер не сдается и продолжает экспериментировать с экологическими практиками, хотя подчас урожай стремится к нулю
В репортаже на портале DW рассказывается о том, что фермер вполне может работать в экологическом русле, не прибегая к крайностям органического земледелия.
«На воротах фермы висит табличка с надписью: «Картошка - полезная и вкусная». Лозунг, к которому можно с полным основанием добавить слово «редкая», поскольку Корнел Линдеманн-Берк выбрал для выращивания экзотические для региона сорта – фиолетовый Бержерак и почти исчезнувший старый немецкий сорт Бамберг с удлиненными клубнями.
«Летом у нас не хватает дождей, - рассказывает фермер DW. – Но поскольку я не хочу поливать поля, то превратил эту слабость в силу, то есть, картофель получается не водянистый, с насыщенным вкусом, богатый полезными веществами. Да, урожайность ниже на 50%, чем могла бы быть, однако, люди приезжают за моим картофелем со всего региона, и они готовы платить премиальные цены».
Полосы ярких цветов по краям полей Линдеманна-Берка включают смеси ярко-красных маков, васильков и диких маргариток. Цветы привлекают не только восхищенные взгляды покупателей, но и множество насекомых.
«С увеличением разнообразия растений количество каждого вида насекомых возросло в четыре раза», - говорит он.
Семейный бизнес Линдеманна-Берка в немецком регионе Рейнланд входит в число 10 ферм по всей стране, участвующих в проекте по проверке и внедрению экологических практик наряду с традиционным сельским хозяйством.
Принимая участие в проекте, который известен как FRANZ («Будущие ресурсы, сельское хозяйство и охрана природы»), который реализуется в Германии с 2017 по 2027 год, Линдеманн-Берк говорит, что быть чисто органическим производителем очень непросто.
«В рамках этого проекта мы не используем средства защиты растений. В итоге, урожай иногда равен нулю, потому что здесь свирепствуют сорняки, такие как чертополох и лопух. На каждое культурное растение приходится около 30 сорняков!», отмечает он.
Ранее Линдеманн-Берк годами терпел убытки при выращивании зерновых и рапса. Но у него есть страховочный вариант. Когда он выкупил тридцать лет назад ферму Gut Neu-Hemmerich, то перестроил несколько заброшенных зданий в квартиры и офисы, поэтому ему не нужно полагаться только на сельское хозяйство, чтобы зарабатывать на жизнь.
Тем не менее, страсть к земледелию не исчезла, а преобразилась в масштабный эксперимент по тестированию всевозможных современных агропрактик, в том числе, фермер изучает севообороты, покровные культуры и систему органических удобрений. Данные он предоставляет аналитикам проекта FRANZ.
Например, Линдеманн-Берк вместе посеял кукурузу и фасоль. Фасоль препятствуют проникновению света в почву, тем самым значительно снижая рост сорняков. Поскольку бобы богаты белком, а кукуруза содержит крахмал, эта смесь также пригодна для кормления крупного рогатого скота.
«Окна жаворонка» - прямоугольные полосы в форме окон, которые врезаются в посевы - также внедрены на полях для сохранения исчезающей популяции этих птиц.
Фермер применяет химические удобрения и пестициды только в чрезвычайных ситуациях, как он говорит, в гомеопатических дозах.
«Слишком много удобрений приведет к размножению нежелательных сорняков. Мы рассчитываем потребности на основании анализа почвенных образцов, проверяем количество питательных веществ в почве и вычисляем, сколько именно удобрений нам нужно использовать для того, чтобы получить хороший доход. Только тогда мы покупаем то, что нам нужно», - говорит он.
По словам фермера, самый предпочтительный вариант – органика из экскрементов животных. «Навоз мы доставляем из Нидерландов, потому что поблизости нет скота, а мы продаем зерно голландским животноводческим хозяйствам. Так почему бы не помочь друг другу? Организмы в почве переваривают ценную органику и выделяют азот для растений, которые затем послужат для кормления скота. Все взаимосвязано», поясняет Линдеманн-Берк.
Жидкий навоз, учитывая сложности с его получением, расходуется очень экономно. К проблемным растениям подкормка доставляется современным точечным оборудованием, так называемым, шприцем со спутниковой навигацией и цифровым управлением. Такая подкормка особенно эффективна после захода солнца.
С помощью собственной метеостанции, данных, собранных из почвы и прогнозов погоды, Линдеманн-Берк составляет собственную аналитику, чтобы рассчитать риск грибных болезней.
«Даже тогда пестициды следует использовать только в том случае, если растение не в состоянии помочь себе», считает он. Используя молочнокислые бактерии, Линдеманн-Берк смог резко сократить применение химических фунгицидов.
По окончании сбора урожая он снова берет образцы почвы. «Пока что измерения не показали остатков глифосата и продуктов его распада в зерне», - говорит фермер, указывая на полку с файлами, в которых хранятся записи за пять лет.
Хотя принятие правил по удобрениям в Германии затянули, в результате чего многие фермеры отказались от сельского хозяйства из-за неопределенности, Линдеманн-Берк сдаваться не намерен. И готов подтвердить экологичность своих земель документально. Впрочем, он говорит, что положительное воздействие принятых им агропрактик явно отразиться в отчетах лет через 30.
К получению статуса органического фермера Линдеманн-Берк пока особо не стремится.
«Мы делаем все возможное, чтобы быть экологически чистыми, и делаем то, что делают органические фермеры, - говорит Линдеманн-Берк. - Никто не хочет наносить вред окружающей среде. Агробизнесы работают в одних и тех же местах сотни лет, поэтому устойчивая практика в приоритетах. Но для того, чтобы получить сертификат органической фермы, нужно вручную вырывать сорняка, как много веков назад, а такой работой заниматься не хотят даже молодые люди, проходящие практику».
(Источник: www.dw.com. Фото: Корнел Линдеманн-Берк, DW/К. Йаге).