Белорусский экспорт сельхозтехники в I квартале заметно увеличился. Это произошло в основном за счет активизации российского рынка, однако и в диверсификации продаж отечественные машиностроители демонстрируют некоторые успехи.
Новый сельскохозяйственный сезон начался для производителей сельхозтехники неплохо. У них есть немало поводов для оптимизма, несмотря на то что индекс цен FAО на продовольствие падает уже три месяца кряду. По итогам апреля он опустился еще на 1,8 %, до 168 пунктов. Пока динамика индекса совпадает с графиком 2015 года, когда мировые цены на продовольствие нащупали дно.
Хороший фон
Тем не менее в 2017 году доходы фермеров будут выше, чем в 2016-м. После небольшой коррекции в начале весны молочные цены снова вернулись к росту. В среднем они будут выше, чем в прошлом году, даже если по итогам 2017-го возобладает нисходящая тенденция. То же можно сказать про цены на мясо.
В сезоне-2017/18 урожай зерновых и масличных пока прогнозируется меньшим, чем в 2016/17 маркетинговом году. Правда, несмотря на это, предложение зерновых на мировом рынке будет рекордным и с лихвой покроет дефицит производства. Итоговые запасы снизятся, однако все равно останутся одними из самых больших за всю историю. Цены вряд ли будут ниже прошлогодних.
Одним словом, по осени фермерам будет чем рассчитываться за новые трактора, комбайны и другую технику. Впрочем, более благоприятная ценовая конъюнктура второй половины прошлого года повысила спрос аграриев и в начале нынешнего сезона.
В мае бизнес-барометр Европейской ассоциации производителей сельхозтехники показывал хорошую погоду. Около 87 % руководителей машиностроительных предприятий оценивают текущее состояние бизнеса как удовлетворительное и улучшающееся. Около 85 % считают, что продажи возглавляемых ими компаний в этом году не изменятся или увеличатся, причем 57 % рассчитывают на рост. В апреле таковых было 53 %.
Индекс бизнес-климата CEMA находится в зоне экономического бума и уверенно продолжает движение в направлении рекордных показателей 2011 года.
Оптимизм вселяют и данные производства и продаж. Так, за четыре месяца канадский рынок тракторов вырос на 16 %, в том числе энергонасыщенных — на 48,6 %, а комбайнов — на 46 %. Американские продажи тракторов в I квартале увеличились на 5,8 %.
CEMA сообщает о росте спроса на тракторы в Бельгии, Дании, Германии, Италии, Испании, Великобритании. Впрочем, за I квартал рынок в целом сжался на 1,3 % по сравнению с прошлым годом. Спрос активизировался в сегментах машин мощностью до 50 л. с. и свыше 150 л. с.
Российский рынок включил повышенную передачу
Российский рынок сельхозтехники продолжает расти. Изменения мер господдержки аграриев, которые должны были привести к некоторому перераспределению ресурсов, не оказали негативного влияния на спрос. Параллельно правительство продолжает поддерживать машиностроителей напрямую и финансирует пусть и меньшую, чем в прошлом году, но все же скидку на их продукцию (15—20 % вместо 25—30 %).
Важным фактором выступают и более высокие цены на нефть, поддерживающие инвестиционную активность в России. В нынешнем году они выше, чем в 2015-м и 2016-м. Парк сельхозтехники РФ, как и грузовых автомобилей, нуждается в обновлении, которое в последние два года замедлилось из-за ухудшения ситуации в экономике.
По данным экспресс-отчета ассоциации «Росспецмаш» (ранее — «Росагромаш»), за I квартал российский рынок тракторов увеличился на 52,9 %, до 6006 единиц. Самые высокие темпы роста отмечаются в сегменте энергонасыщенных машин — полноприводных тракторов мощностью более 300 л. с. За три месяца рынок удвоился по сравнению с прошлым годом, а мартовские продажи были в три раза больше — 269 единиц. Всего за три месяца было реализовано 698 тракторов.
На втором месте — «белорусский сегмент» (машины мощностью от 40 до 100 л. с.), продажи в котором увеличились на 86,3 %. Основными поставщиками выступают МТЗ и его сборочные производства в РФ.
В целом за квартал было продано 5308 машин с приводом на два колеса, или на 47,8 % больше, чем год назад. За тот же период рынок комбайнов увеличился на 12 %, до 1075 единиц.
В I квартале аналитики «АСМ-холдинг» зафиксировали и рост производства сельхозтехники. За три месяца в России было выпущено 2095 тракторов, или на 18,3 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Более половины из них пришлось на местные сборочные производства иностранных компаний. Из комплектов МТЗ было собрано 24,5 % тракторов, западных брендов — 26,7 %. За тот же период отгрузки машин российского производства увеличились на 53,3 %, до 2235 тракторов.
Март ставит рекорды
В марте белорусская экспортная статистика зафиксировала резкий рост поставок за рубеж тракторов во всех сегментах: было поставлено 3397 машин на 54,73 млн долларов. За квартал экспорт тракторов сельскохозяйственного и общего назначения в натуральном выражении увеличился на 7,85 %, до 7456 единиц, в стоимостном — на 20 %, до 115,33 млн долларов.
Экспорт комбайнов в I квартале также вырос. Беларусь продала за рубеж 49 машин на 2,3 млн долларов, что в два с половиной раза больше, чем год назад. Поставки в РФ увеличились в четыре раза, до 24 комбайнов. В Украину было продано 15 машин. За пределы СНГ ушло девять комбайнов, из них шесть — в страны ЕС.
В 1,4 раза, до 390 единиц, возросли поставки машинокомплектов. В частности, в Россию экспортировано 259 машин и механизмов для обмолота.
Поставки почвообрабатывающей техники восстановились еще в 2016 году, поэтому в начале 2017-го объемы экспорта остаются близкими к прошлогодним. Однако по некоторым позициям рост продолжается. Поставки плугов в натуральном выражении увеличились на 23,7 %, до 1013 единиц, а в стоимостном — на 33,1 %, до 374,5 тыс. долларов. Снизились поставки дискаторов, разбрасывателей удобрений, сеялок. На 52,4 %, до 899 единиц, увеличился экспорт косилок, на 24,6 %, до 973 штук, — пресс-подборщиков.
Старые и новые «друзья»
Ситуация с поставками белорусской техники на российский рынок лучше, чем в случае с грузовыми автомобилями. Меньшая доля в структуре спроса приходится на прямые государственные закупки или закупки госкомпаний, поэтому отечественные поставщики менее зависимы от них. Кроме того, в основном для МТЗ и его сборочных производств сегменте «машины до 100 л. с.» конкуренция не так велика.
Основными соперниками являются импортные бренды. Российские производители не столь многочисленны. Иная ситуация в сегменте энергонасыщенных тракторов, в котором представлены и санкт-петербургский завод с «Кировцем», и канадский Versatile, давно принадлежащий группе «Ростсельмаш» и даже собираемый в Ростове-на-Дону.
Сложнее обстоят дела с поставками комбайнов. «Ростсельмаш» не стесняется лоббировать собственные интересы и, иногда кажется, готов отдать долю рынка Claas, John Deere, но только не «Гомсельмашу».
В начале мая на встрече с губернатором Ростовской области Василием Голубевым президент Беларуси Александр Лукашенко даже сказал, что «Гомсельмашу» и «Ростсельмашу» надо дружить, а не конкурировать. Однако конструктивного диалога ждать не стоит. «Ростсельмаш» давно и последовательно не пускают на белорусский рынок. Конечно, прямых запретов не существует, ведь это противоречит нормам ЕАЭС, однако «Гомсельмаш» исправно выигрывает тендеры.
Некоторые надежды ростовские комбайностроители связывали с созданием Таможенного союза. В 2014—2015 годах они активно рекламировались в Беларуси, однако, не добившись результатов, свернули рекламную кампанию.
В комментарии газете «Коммерсантъ» по поводу предложения Александра Лукашенко глава «Росспецмаша» и один из владельцев «Ростсельмаша» Константин Бабкин акцентировал внимание на разнице в мерах господдержки и на субсидировании продаж белорусских комбайнов в РФ и предложил сначала унифицировать правила поддержки.
«Ростсельмаш» и «Гомсельмаш» все-таки слишком сильно отличаются, чтобы «дружба» была эффективной. Поэтому для белорусской стороны она должна заключаться, скорее, в ограничении усилий Константина Бабкина, направленных на лоббирование интересов его группы. Ведь «Ростсельмаш» успешно осуществил несколько международных проектов, купил в Канаде, а затем перенес в РФ часть производственных мощностей, усилил маркетинг и начал активнее осваивать рынки третьих стран. «Гомсельмаш» же пока остается типичным отечественным госпредприятием.
В этом смысле Минский тракторный завод выглядит перспективнее. В наследство от советских времен предприятию досталась сбытовая сеть за рубежом. За годы независимости она развилась как за счет собственных возможностей МТЗ, так и благодаря поддержке на высшем уровне, как в случае с Пакистаном. Экспорт завода диверсифицирован, хотя зависимость от российского рынка остается приличной. Однако у предприятия может появиться конкурент внутри страны.
В мае Совмин одобрил привлечение покупательского кредита в размере 192 млн долларов, выделенного Импортно-экспортным банком Китая. Деньги пойдут на строительство завода в Колодищах, который является совместным проектом «Амкодора» и китайских партнеров, в частности Sinomach. Предполагается, что на предприятии будет налажен выпуск погрузчиков, а также тракторов мощностью от 300 до 500 л. с.
Так ли необходим второй тракторный завод в Беларуси? Тем более что принадлежащая Sinomach китайская компания YTO не имеет в своем модельном ряду машин такой мощности. Ее флагманом остается 220-сильный трактор.
К тому же у МТЗ есть и 300-, и 350-сильные «Беларусы», причем уже запущенные в серию и продающиеся не только на родине. Кроме того, завод завершает работу над 450-сильным «Беларус-4522».
Отечественное сельскохозяйственное машиностроение в целом находится в том же положении, что и вся экономика. Опустившись на дно продаж из-за падения покупательной способности в России, наше сельхозмашиностроение отчаянно пытается выкарабкаться, в том числе за счет диверсификации рынков сбыта. Помочь предприятиям должны послабления со стороны государства. В течение 2015—2016 годов задолженность производителей сельхозтехники была реструктурирована, а по ряду долгов и МТЗ, и «Гомсельмаш» получили отсрочку.
http://www.belmarket.by/