7 июня 2017 в 13:31

Экспорт сельхозтехники активно восстанавливается

ДЗЕН

Белорусский экспорт сельхозтехники в I квартале заметно увеличился. Это произошло в основном за счет активизации российского рынка, однако и в диверсификации продаж отечественные машиностроители демонстрируют некоторые успехи. 

Новый сельскохозяйственный сезон начался для производителей сельхозтехники неплохо. У них есть немало поводов для оптимизма, несмотря на то что индекс цен FAО на продовольствие падает уже три месяца кряду. По итогам апреля он опустился еще на 1,8 %, до 168 пунктов. Пока динамика индекса совпадает с графиком 2015 года, когда мировые цены на продовольствие нащупали дно.

Хороший фон

Тем не менее в 2017 году доходы фермеров будут выше, чем в 2016-м. После небольшой коррекции в начале весны молочные цены снова вернулись к росту. В среднем они будут выше, чем в прошлом году, даже если по итогам 2017-го возобладает нисхо­дящая тенденция. То же можно сказать про цены на мясо.

В сезоне-2017/18 урожай зерновых и масличных пока прогнозируется меньшим, чем в 2016/17 маркетинговом году. Правда, несмотря на это, предложение зерновых на мировом рынке будет рекордным и с лихвой покроет дефицит производства. Итоговые запасы снизятся, однако все равно останутся одними из самых больших за всю историю. Цены вряд ли будут ниже прошло­годних.

Одним словом, по осени фермерам будет чем рассчитываться за новые трактора, комбайны и другую технику. Впрочем, более благоприятная ценовая конъюнк­тура второй половины прошлого года повысила спрос аграриев и в начале нынешнего сезона.

В мае бизнес-барометр Европейской ассоциации производителей сельхозтехники показывал хорошую погоду. Около 87 % руководителей машиностроительных предприятий оценивают текущее состояние бизнеса как удовлетворительное и улучшающееся. Около 85 % считают, что продажи возглавляемых ими компаний в этом году не изменятся или увеличатся, причем 57 % рассчитывают на рост. В апреле таковых было 53 %.

Индекс бизнес-климата CEMA находится в зоне экономического бума и уверенно продолжает движение в направлении рекордных показателей 2011 года.

Оптимизм вселяют и данные производства и продаж. Так, за четыре месяца канадский рынок тракторов вырос на 16 %, в том числе энергонасыщенных — на 48,6 %, а комбайнов — на 46 %. Американские продажи тракторов в I квартале увеличились на 5,8 %.

CEMA сообщает о росте спроса на тракторы в Бельгии, Дании, Германии, Италии, Испании, Великобритании. Впрочем, за I квартал рынок в целом сжался на 1,3 % по сравнению с прошлым годом. Спрос активизировался в сегментах машин мощностью до 50 л. с. и свыше 150 л. с.

Российский рынок включил повышенную передачу

Российский рынок сельхозтехники продолжает расти. Изменения мер господдержки аграриев, которые должны были привести к некоторому перераспределению ресурсов, не оказали негативного влияния на спрос. Параллельно правительство продолжает поддерживать машиностроителей напрямую и финансирует пусть и меньшую, чем в прошлом году, но все же скидку на их продукцию (15—20 % вместо 25—30 %).

Важным фактором выступают и более высокие цены на нефть, поддерживающие инвестиционную активность в России. В нынешнем году они выше, чем в 2015-м и 2016-м. Парк сельхозтехники РФ, как и грузовых автомобилей, нуждается в обновлении, которое в последние два года замедлилось из-за ухудшения ситуации в экономике.

По данным экспресс-отчета ассоциации «Росспецмаш» (ранее — «Росагромаш»), за I квартал российский рынок тракторов увеличился на 52,9 %, до 6006 единиц. Самые высокие темпы роста отмечаются в сегменте энергонасыщенных машин — полноприводных тракторов мощностью более 300 л. с. За три месяца рынок удвоился по сравнению с прош­лым годом, а мартовские продажи были в три раза больше — 269 единиц. Всего за три месяца было реализовано 698 тракторов.

На втором месте — «белорусский сегмент» (машины мощ­ностью от 40 до 100 л. с.), продажи в котором увеличились на 86,3 %. Основными поставщиками выступают МТЗ и его сборочные производства в РФ.

В целом за квартал было продано 5308 машин с приводом на два колеса, или на 47,8 % больше, чем год назад. За тот же период рынок комбайнов увеличился на 12 %, до 1075 единиц.

В I квартале аналитики «АСМ-холдинг» зафиксировали и рост производства сельхозтехники. За три месяца в России было выпущено 2095 тракторов, или на 18,3 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Более половины из них пришлось на местные сборочные производства иностранных компаний. Из комп­лектов МТЗ было собрано 24,5 % тракторов, западных брендов — 26,7 %. За тот же период отгрузки машин российского производства увеличились на 53,3 %, до 2235 тракторов.

Март ставит рекорды

В марте белорусская экспортная статистика зафиксировала резкий рост поставок за рубеж тракторов во всех сегментах: было поставлено 3397 машин на 54,73 млн долларов. За квартал экспорт тракторов сельскохозяйственного и общего назначения в натуральном выражении увеличился на 7,85 %, до 7456 единиц, в стоимостном — на 20 %, до 115,33 млн долларов.

Экспорт комбайнов в I квартале также вырос. Беларусь продала за рубеж 49 машин на 2,3 млн долларов, что в два с половиной раза больше, чем год назад. Поставки в РФ увеличились в четыре раза, до 24 комбайнов. В Украину было продано 15 машин. За пределы СНГ ушло девять комбайнов, из них шесть — в страны ЕС.

В 1,4 раза, до 390 единиц, возросли поставки машинокомплектов. В частности, в Россию экспортировано 259 машин и механизмов для обмолота.

Поставки почвообрабатывающей техники восстановились еще в 2016 году, поэтому в начале 2017-го объемы экспорта остаются близкими к прошлогодним. Однако по некоторым позициям рост продолжается. Поставки плугов в натуральном выражении увеличились на 23,7 %, до 1013 единиц, а в стоимостном — на 33,1 %, до 374,5 тыс. долларов. Снизились поставки дискаторов, разбрасывателей удобрений, сеялок. На 52,4 %, до 899 единиц, увеличился экспорт косилок, на 24,6 %, до 973 штук, — пресс-подборщиков.

Старые и новые «друзья»

Ситуация с поставками белорусской техники на российский рынок лучше, чем в случае с грузовыми автомобилями. Меньшая доля в структуре спроса приходится на прямые государственные закупки или закупки госкомпаний, поэтому отечественные поставщики менее зависимы от них. Кроме того, в основном для МТЗ и его сборочных производств сегменте «машины до 100 л. с.» конкуренция не так велика.

Основными соперниками являются импортные бренды. Российские производители не столь многочисленны. Иная ситуация в сегменте энергонасыщенных тракторов, в котором представлены и санкт-петербургский завод с «Кировцем», и канадский Versatile, давно принадлежащий группе «Ростсельмаш» и даже собираемый в Ростове-на-Дону.

Сложнее обстоят дела с поставками комбайнов. «Ростсельмаш» не стесняется лоббировать собственные интересы и, иногда кажется, готов отдать долю рынка Claas, John Deere, но только не «Гомсельмашу».

В начале мая на встрече с губернатором Ростовской области Василием Голубевым президент Беларуси Александр Лукашенко даже сказал, что «Гомсельмашу» и «Ростсельмашу» надо дружить, а не конкурировать. Однако конструктивного диалога ждать не стоит. «Ростсельмаш» давно и последовательно не пускают на белорусский рынок. Конечно, прямых запретов не существует, ведь это противоречит нормам ЕАЭС, однако «Гомсельмаш» исправно выигрывает тендеры.

Некоторые надежды ростовские комбайностроители связывали с созданием Таможенного союза. В 2014—2015 годах они активно рекламировались в Беларуси, однако, не добившись результатов, свернули рекламную кампанию.

В комментарии газете «Коммерсантъ» по поводу предложения Александра Лукашенко глава «Росспецмаша» и один из владельцев «Ростсельмаша» Константин Бабкин акцентировал внимание на разнице в мерах господдержки и на субсидировании продаж белорусских комбайнов в РФ и предложил сначала унифицировать правила поддержки.

«Ростсельмаш» и «Гомсельмаш» все-таки слишком сильно отличаются, чтобы «дружба» была эффективной. Поэтому для белорусской стороны она должна заключаться, скорее, в ограничении усилий Константина Бабкина, направленных на лоббирование интересов его группы. Ведь «Ростсельмаш» успешно осущест­вил несколько международных проектов, купил в Канаде, а затем перенес в РФ часть производственных мощностей, усилил маркетинг и начал активнее осваивать рынки третьих стран. «Гомсельмаш» же пока остается типичным отечественным госпредприятием.

В этом смысле Минский тракторный завод выглядит перспективнее. В наследство от советских времен предприятию досталась сбытовая сеть за рубежом. За годы независимости она развилась как за счет собственных возможностей МТЗ, так и благодаря поддержке на высшем уровне, как в случае с Пакистаном. Экспорт завода диверсифицирован, хотя зависимость от российского рынка остается приличной. Однако у предприятия может появиться конкурент внутри страны.

В мае Совмин одобрил привлечение покупательского кредита в размере 192 млн долларов, выделенного Импортно-­экспортным банком Китая. Деньги пойдут на строительство завода в Колодищах, который является совместным проектом «Амкодора» и китайских парт­неров, в частности Sinomach. Предполагается, что на предприятии будет налажен выпуск погрузчиков, а также тракторов мощностью от 300 до 500 л. с.

Так ли необходим второй тракторный завод в Беларуси? Тем более что принадлежащая Sinomach китайская компания YTO не имеет в своем модельном ряду машин такой мощности. Ее флагманом остается 220-сильный трактор.

К тому же у МТЗ есть и 300-, и 350-сильные «Беларусы», причем уже запущенные в серию и продающиеся не только на родине. Кроме того, завод завершает работу над 450-сильным «Беларус-4522».

Отечественное сельскохозяйственное машиностроение в целом находится в том же положении, что и вся экономика. Опустившись на дно продаж из-за падения покупательной способности в России, наше сельхозмашиностроение отчаянно пытается выкарабкаться, в том числе за счет диверсификации рынков сбыта. Помочь предприятиям должны послабления со стороны государства. В течение 2015—2016 годов задолженность производителей сельхозтехники была реструктурирована, а по ряду долгов и МТЗ, и «Гомсельмаш» получили отсрочку.

http://www.belmarket.by/

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ