сегодня в 12:41

История цифровизации крупнейшего соеводческого агропредприятия из среднего Поволжья

ДЗЕН

«СЕВ-07» — передовое растениеводческое и семеноводческое хозяйство Самарской области, крупнейший производитель сои. Агропредприятие обрабатывает 14,5 тысяч га земель, 10 тысяч из которых орошаемые. В хозяйстве выращивается товарная и семенная соя, озимая, твердая и мягкая пшеница, кукуруза. О том, как передовое растениеводческое и семеноводческое хозяйство Самарской области внедряет инновации рассказал Анатолий Рыбин, главный диспетчер ООО «СЕВ-07».n

Путь к изменениям: как поддержка руководства и изучение процессов стали основой для внедрения инноваций 

Когда я пришел в сельское хозяйство, начинал как диспетчер и инженер по охране труда. Работа заключалась в оформлении путевок и обеспечении трудовой безопасности, включая разработку инструкций и приказов. С самого начала я совмещал эти две должности, постепенно расширяя обязанности. Однажды в мою смену к нам приехали представители ИТ-компании, специализирующейся на решениях для АПК. Они провели презентацию своего продукта и предложили установить несколько GPS-трекеров для мониторинга работы техники и контроля расхода топлива. Мне разработка показалась перспективной, и я предложил руководству посмотреть, как обстоят дела с контролем — хищением ресурсов, как проходят рабочие процессы. Идею поддержали, и мы решили установить систему на три машины для тестирования. На первом этапе постоянно отслеживали работу, ежедневно проверяя данные. Результаты были обнадеживающими: стало видно, где находятся машины и сколько времени они простаивают. Вскоре мы получили приглашение на встречу с учредителями еще одной IT-компании, которая разрабатывает решение на основе «ГЛОНАСС». На тот момент особенно заинтересовало их программное обеспечение с продвинутой системой учета обработанной площади. Мы заключили договор и приступили к оцифровке полей и оснащению парка техники датчиками мониторинга и уровня топлива. Так начался наш путь к внедрению инноваций.

Точные данные, особенно во время уборки — это живые деньги.

Во время полевых работ обнаружились недочеты, - при уборке ячменя система некорректно отображала объем выполненных  работ. При этом мы выезжали на осмотр и знали, что поле убрано. Пробовали корректировать значения, увеличивали ширину жаток в настройках системы, но это не дало желаемого результата. Также данные по уровню топлива постоянно менялись и не совпадали с реальными. Расхождения по остаткам топлива постоянно вносили хаос в учет. В путевке указывают остаток 10 литров, но на утро эти значения могли измениться, что наводило на мысли о нечестности сотрудников. Точные данные, особенно во время уборки, — это живые деньги. Мы оценили преимущества цифровизации, но поняли, что необходимо найти решение, которое исключает сильные погрешности. 

Исключили погрешности и адаптировали цифровую систему под нужды агропредприятия

Тогда мы начали снова искать цифровую систему для контроля процессов. «АгроСигнал» предложил решение, гарантировавшее исправление ошибок и предоставил тестовую версию. Оснастили датчиками тракторы «Кировец», поскольку они активно использовались для культивации. Все контуры полей уже были оцифрованы, и мы перенесли их в «АгроСигнал». Начали тестировать систему, создавая задачи и отслеживая ход работ, чтобы оценить погрешность и убедиться в корректности отображения данных. Когда в системе отображалось, что поле обработано на 99,5% — это соответствовало реальности. Если поле было полностью обработано, система показывала, что работа завершена. Конечно, бывают случаи потери связи, но это распространенная проблема по всей стране, зависящая от местоположения поля. Однако даже при потере связи мы можем убедиться, что работа выполнена, если техника прошла по полю. Чтобы минимизировать такие проблемы, мы стараемся устанавливать по две сим-карты на каждый датчик, обеспечивая двойную проверку и надежность. Если одна сеть недоступна, другая обеспечит связь.

Такой результат не мог не радовать, и мы запустили процесс подписания договора. Одним из наших требований было оснащение дождевальных машин «Фрегат» и Bauer датчиками, с возможностью отображения данных в цифровой системе. Эти машины функционируют без участия человека и управляются дистанционно из офиса. Они перемещаются по полю, равномерно орошая почву. Поскольку у нас на орошении находится 10 000 гектаров, а в хозяйстве работает 59 дождевальных машин «Фрегат» и 31 Bauer, точные данные были крайне важны. 

Миграция на новое ИТ-решение заняла всего месяц, поля уже были оцифрованы, поэтому переезд не составил особого труда. Специалисты компании адаптировали систему под нужды хозяйства, оснастили дождевальные машины, ранней весной, в марте. В мае система уже полноценно работала. Они обеспечили корректное отображение уровня топлива, исключив перепады показаний, которые были постоянной проблемой.

Пересмотр норм выработки, контроль простоев и устранение хищений

В соответствии со стандартными нормами, например, на культивацию, трактор Кировец К744 должен обработать около 22 гектаров за 7-часовой рабочий день. Однако, на практике мы обнаружили, что он может справиться с этой задачей значительно быстрее — примерно за 3-4 часа. Таким образом, за 12-часовую смену трактор может выполнить 3-4 нормы. Мы пересмотрели эти нормы, чтобы они отражали реальные показатели: за 7-8 часов работы механизатор выполняет свою норму, а если он работает более эффективно, то может превысить её в 1.5-2 раза. Достичь таких результатов нам удалось благодаря цифровизации. Мы применили этот подход ко всем видам работ. Тщательно проанализировали все простои, время на перерывы, загрузку семян и удобрений,  очистку техники. Таким образом, мы смогли оптимизировать процессы и установить более точные и эффективные нормы.

Внедрение новых технологий не всегда воспринимается положительно, особенно механизаторами. Однако со временем они оценили преимущества цифровых решений. Например, в процессе боронования на поле работают 2-3 человека, и каждый из них может видеть данные своих работ. Если площадь поля составляет 150 гектаров, то в системе не может быть больше этой цифры. Цифровая система четко фиксирует обработанную площадь, и, если возникают расхождения, мы можем разобраться в причинах. Кроме того, в процессе работы часто возникают дополнительные задачи, такие как обработка краев полей после основного посева или боронования. Эти задачи выделяются в отдельные виды работ, и их объемы также учитываются. Используя систему мониторинга, мы можем точно подсчитать, кто и сколько сделал на дополнительных операциях. Это позволяет более точно оценивать трудозатраты и распределять ресурсы. Если техника выходит из строя, мы сразу это видим. Например, если механизатор в течение 15 минут не может устранить проблему самостоятельно, он оповещает диспетчера, либо мы связываемся с ним. Он сообщает о поломке, и мы оперативно подключаем инженерную службу.  Инженеры приезжают, устраняют неисправность, и техника снова возвращается в работу. Такой процесс происходит круглосуточно.

Оптимизировали работу дождевальных машин

Дождевальные машины передвигаются очень медленно, со скоростью 3-5 км/ч, программа фиксирует, сколько гектаров было полито за сутки. Например, если норма полива предполагает завершение круга за 5 дней, то за сутки машина должна обработать примерно 15 гектаров. Если же она за сутки обработала 25 гектаров, это сигнализирует о том, что норма полива была нарушена. В таких случаях информация передается в отдел гидромелиорации, где специалисты занимаются настройкой, ремонтом и оптимизацией работы машин, чтобы обеспечить максимальную эффективность полива. Был случай, когда в процессе полива один из датчиков вышел из строя. Команда прибыла на поле для проверки, выяснилось, что шланг лопнул, что привело к повреждению датчика. В результате вода залила значительную часть поля, и некоторые всходы погибли. Без датчика своевременно обнаружить разрыв шланга было бы невозможно, что могло бы привести к сильному локальному переувлажнению, угрожающему массовой гибелью растений и развитию эрозионных процессов.

Когда ты работаешь в сельском хозяйстве некогда даже остановиться и подумать, что изменилось — это постоянный процесс трансформации

Когда мы только начинали, у нас было совсем немного техники и небольшие площади под обработку. Но с каждым годом мы активно развиваемся: строим новые оросительные каналы, расширяем посевные площади. На старте у предприятия было всего 900 гектаров в обработке. Затем добавили еще 1500, потом 2700, 7000, и с каждым годом продолжаем расти, внедряя что-то новое. На технике установлены подруливающие устройства. Используем современные метеостанции и датчики влажности почвы. Устройства работают по технологии IoT, и данные поступают в наш программный комплекс. По заданию главного агронома мы размещаем датчики на полях по его выбору. Ежедневно получаем данные о влажности почвы на четырех различных глубинах — 10, 20, 30 и 40 см. Эти показатели особенно важны для таких культур, как соя, и позволяют нам оптимально управлять процессами полива и ухода за растениями. Агропредприятие активно развивается в области цифровизации и каждый новый сезон продолжает внедрять инновации. 

Автор: Юрий Ленев эксклюзивно для портала AGRO XXI.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ