29 мая 2013 в 10:37

Трактор едет в ВТО

ДЗЕН
Рынки сельхозтехники России и Германии

Вступление России в ВТО способно повлиять не только на распределение рынка между странами-импортерами продовольствия, но и сельхозтехники. Набор вызовов, с которыми могут столкнуться отечественные машиностроители, мало отличается от того, на который должны ответить аграрии и производители продуктов питания. С одной стороны, собственное производство сельхозтехники в России в последние годы получило мощный импульс, с другой — ему, как и белорусским предприятиям, угрожают конкуренты с Запада, а также продавцы подержанных машин.

Анализ перспектив российского рынка сельхозтехники невозможен без оценки экспортного потенциала немецких машиностроителей, которые являются одними из самых серьезных зарубежных игроков. Кроме того, они вкладывают огромные средства как в развитие сборочных производств на территории России, так и в продвижение своей продукции. Лучшая в РФ выставка сельхозтехники «АГРОСАЛОН» (см. «БСХ» № 10, 11 за 2012 год) организуется при непосредственной поддержке немецкой отраслевой ассоциации.

Немцы предпочитают импорт собственной технике

В 2012 году сельхозмашиностроение Германии развивалось с положительной динамикой. В первом полугодии продажи выросли на 14 %, до 5,5 млрд долларов США, а общий сбыт за год оценивался в 9,25 млрд долларов, причем 71 % произведенной сельхозтехники был экспортирован. За первые шесть месяцев 2012 года немецкие предприятия реализовали машины на внутреннем рынке на сумму 1,6 млрд долларов США, что на 9 % больше, чем за тот же период 2011-го. Экспорт увеличился на 15 %, до 3,925 млрд долларов. Почти две трети машин было продано в ЕС. Основным покупателем стала Франция, а наиболее динамичным рынком — Польша, поставки в которую выросли на треть. Большим спросом в нашей западной стране-соседке пользовались комбайны, агрегаты для внесения удобрений и обработки почвы.
Рынок сельскохозяйственной техники Германии в первом полугодии увеличился на 15 %, до 4 млрд долларов США. По итогам всего года продажи оцениваются в 6 млрд долларов, из которых, что самое интересное, лишь 40 % составит техника местного производства, остальное — импорт.

Наиболее динамичным сегментом рынка являются машины для заготовки зеленых кормов. С июня 2011 года до июля 2012 года на немецком рынке машин для уборки зеленых кормов было реализовано 22 000 единиц (на 18 % больше, чем в предыдущем сезоне). Фермеры Германии приобрели 11 077 косилок, 10 678 сеноворошилок и валкователей, 900 тележек-погрузчиков.

За пределами ЕС самым крупным потребителем немецкой техники является Россия. По данным Немецкого союза производителей сельскохозяйственной техники (VDMA), в этом регионе доля немецких производителей в первом полугодии составила более 30 %. Таким образом, примерно 10 % немецкого экспорта отгружено в РФ. В сезоне-2012/13 позитивный для Германии тренд сохраняется, на площадках дилеров осталось лишь незначительное количество изготовленных машин.

Рост производства не означает рост продаж


В течение последних пяти лет сельскохозяйственное машиностроение России наращивало объемы производства. Их поддерживал рост спроса и государственные инвестиции в обновление парка техники. Впрочем, не исключено, что в 2012–2013 годах ситуация изменится. Вступление России в ВТО, по условиям которого ввозная пошлина на новую сельхозтехнику снизилась до 5 %, согласно оценке местных производителей техники может нанести им серьезный урон. Напомним, что до 23 августа 2012 года ввозная пошлина составляла 15 %, но не менее 120 евро за 1 кВт мощности двигателя.

Последним «тучным» годом для машиностроителей был 2011-й, когда по сравнению с 2010-м произошло увеличение производства сельхозтехники в среднем на 46,4 %. Больше всего вырос выпуск плугов — в 2,1 раза, сеялок — в 1,8, культиваторов — в 1,7 и пресс-подборщиков — в 1,6. Поставки российских тракторов в 2011 году увеличились примерно в 1,8 раза, в том числе: на колесном ходу — в 1,9, на гусеничном ходу — в 1,6 раза. Такие высокие темпы объясняются, прежде всего, низкой базой 2010 года. Кроме того, нужно отметить начало сборки белорусских тракторов в Елабуге.

В 2011 году в России было произведено 7 267 зерно- и кормоуборочных комбайнов, что на 48,6 % больше, чем в 2010-м. Традиционно пик производства и отгрузки машин приходится на летние месяцы. Основными игроками рынка выступают ОАО «Ростсельмаш» и ОАО «Брянсксельмаш» (на их долю пришелся 81 % выпуска 2010 года), которые «приросли» на 46,2 %. Помимо того, были отмечены высокие темпы роста (в среднем на 66 %) выпуска прицепной сельскохозяйственной техники — плугов, сеялок, культиваторов, косилок.

Однако отделы продаж в течение года не поспевали за производственниками. Тенденция к затовариванию отрасли наметилась еще в 2008 году. По состоянию на 1 января 2012 года общее количество неотгруженной сельхозтехники на предприятиях России составило 7 793 единицы. Основная часть приходилась на зерно-, кормоуборочные комбайны (89,1 %) и прицепную сельскохозяйственную технику (66,2 %), трактора (22,9 %). Наибольшее количество нереализованных тракторов находилось на складах предприятий и у дилеров: в ТД «МТЗ-ЕлАЗ» (459 тракторов — 25,8 % от общего количества нереализованных тракторов), ОАО «ПО «Елабужский автомобильный завод» (455 тракторов — 25,5 %), ОАО ТК «Волгоградский тракторный завод» (180 тракторов — 10,1 %), ОАО «Уралвагонзавод» (151 трактор — 8,5 %). В сегменте уборочной техники значительные остатки образовались не только у российских производителей, но и у предприятий с иностранными «корнями». Так, у ОАО «Ростсельмаш» остались нереализованными 1 183 зерно- и кормоуборочных комбайна, ОАО «Брянсксельмаш» — 412, ООО «Клаас» — 172.

Запад наступает

В 2012 году ситуация ухудшилась. За 11 месяцев общий выпуск комбайнов сократился на 19,2 % (табл. 1). Производство зерноуборочных машин упало на 23,9 % в основном за счет падения на треть объемов «Ростсельмаша». В то же время компании с западными учредителями заметно «приросли». Так, «Джон Дир Агрикалчерэл Холдингз» втрое увеличила сборку комбайнов в РФ. В целом, рынок в течение года был малоактивен, поскольку потребители ожидали снижения пошлин, чтобы приобрести импортные машины по более низким ценам.

Объемы производства кормоуборочных комбайнов практически не изменились по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. «Ростсельмаш» даже увеличил выпуск машин этого вида на 20 %.

Сегмент тракторов продемонстрировал большую устойчивость. За 11 месяцев 2012 года их производство выросло на 16,5 %, в том числе колесных — на 8,9, а полноприводных — на 106,1 % (табл. 2). Среди производителей колесных тракторов сократили производство только ТД «МТЗ-ЕлАЗ» (–31,2 %) и «Самэ Дойц-Фар Руссиа Агрикалчерел Машинери» (–25,5 %). «John Deere» отметился трехкратным ростом и по этому виду техники. Тракторостроителей поддерживает и более высокий спрос, и лучшее соотношение цены/качества их продукции.

По итогам года российские производители увеличили производство плугов на 7,4 %, а почвообрабатывающей техники в целом сократили на 17,7 % (табл. 3). При этом по отдельным видам машин наблюдалась прямо противоположная динамика.

В 2012 году импорт комбайнов в РФ в натуральном выражении вырос на 6 %, плугов — на 71 %, а борон, в том числе дисковых, сократился на 1 %. Интересно, что в денежном выражении объемы поставок плугов снизились на 20 %. В целом, рост импорта можно связать с вступлением России в ВТО, поскольку его основной прирост пришелся на август-декабрь.

Экспорт российской сельхозтехники за 11 месяцев 2012 года вырос в большинстве сегментов. Поставки комбайнов увеличились в физическом выражении на 15 %, однако выручка упала на те же 15 %. Экспорт тракторов вырос на 79 % в количественном выражении (на 124 % в денежном), плугов — на 66 % (113 %), а борон, в том числе дисковых, сократился на 11 % (72 %).

Как и в случае с продовольственным рынком, вступление в ВТО не принесло мгновенного эффекта. Однако ситуация начала ухудшаться во второй половине года. Основные последствия открытия российского рынка производители ТС, вероятнее всего, почувствуют в нынешнем году. Российская ассоциация производителей сельхозтехники прогнозирует увеличение в 2013 году доли импортных тракторов и комбайнов до 70 % в общей структуре поставок, хотя в предыдущие годы удавалось добиваться паритета. Такая тенденция не лучшим образом скажется и на отечественном производителе. Немалую часть в структуре российского выпуска сельхозтехники занимают совместные предприятия, собирающие комбайны и трактора отечественных марок.

Александр Клочков,
доктор технических наук, профессор,
УО «Белорусская государственная
сельскохозяйственная академия»

Источник: agriculture.by

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ