Обзор машиностроения по итогам января-сентября 2013 года
В бюллетене отмечается, что снижение производства в машиностроительном секторе России в январе-сентябре 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года составило более 3%.
Авторы бюллетеня отмечают, что из числа двенадцати машиностроительных подотраслей рост производства в отчетном периоде наблюдался в трех. В том числе произошло увеличение производства автомобилей, прицепов и полуприцепов. Однако рост в этой подотрасли обусловлен не увеличением спроса, а увеличением уровня локализации производства автомобилей иностранных марок. В частности, высокими темпами растет выпуск кузовов.
В остальных девяти подотраслях наблюдается спад производства. При этом самые большие темпы спада отмечены преимущественно в подотраслях, выпускающих инвестиционное оборудование – в производстве механического оборудования, в сельскохозяйственном машиностроении, в станкостроении, в производстве оборудования специального назначения, в энергетическом машиностроении.
В тоже время можно отметить несколько положительных моментов, которые оставляют надежду на улучшение в будущем. Во-первых, федеральная программа субсидирования производителей сельхозтехники позволила возобновить рост производства зерноуборочных комбайнов в третьем квартале. В июле их выпуск увеличился в годовом сравнении на 18.2%, в августе — на 15.7%, в сентябре — на 31.2%. Однако этот порыв не был поддержан производителями других видов сельхозтехники. В частности, выпуск тракторов продолжает падать, причем довольно существенно. Возможно, в ближайшие месяцы ситуация улучшится, но пока сельскохозяйственное машиностроение демонстрирует наихудший результат среди всех машиностроительных подотраслей.
Во-вторых, сохраняется положительная динамика производства в автомобилестроении. Причем выпуск основной автомобильной техники сокращается, а положительную динамику обеспечивает увеличение производства кузовов. Так, выпуск легковых автомобилей по итогам девяти месяцев сократился на 2.5%, автобусов — также на 2.5%, грузовых автомобилей — на 5.5%. Вместе с тем, производство кузовов выросло на 16.7%.
В данном случае сказывается эффект локализации. Производители иномарок наращивает использование комплектующих, изготовленных в России. В результате снижение производства конечной продукции происходит на фоне увеличения добавленной стоимости. Вместе с тем при оценке влияния этого фактора на будущее, следует принимать во внимание, что внутренний рынок автомобилей продолжает падать, а программа льготного автокредитования, запущенная правительством в июле, пока не привела к увеличению продаж.
В-третьих, сохраняется положительная динамика производства в тех машиностроительных подотраслях, продукция которых предназначена для потребительского рынка. В частности по-прежнему растет выпуск бытовой техники, что обусловлено сравнительно стабильным потребительским спросом, который поддерживается растущими доходами населения и высокой активностью банков в кредитовании физических лиц.
Эксперты РИА Рейтинг не оставляют надежд на то, что по итогам ноября и декабря инвестиционная статистика в стране все же улучшится за счет увеличения инвестиционной программы Газпрома. Однако вряд ли это приведет к существенному улучшению динамики производства в машиностроительном секторе.
Источник: mashportal.ru