О спецбороне рассказывает гендиректор Костанайского НИИСХ Валентин Двуреченский
Исполнение технологии целостного сберегающего земледелия начинается с подготовки полей к посеву. Особенно в течение первых четырех лет освоения нулевой обработки весной возникают серьезные проблемы с закрытием влаги. Все мы до применения нулевой технологии применяли в основном зубовые бороны. Но когда начали ее осваивать, столкнулись с серьезной проблемой закрытия влаги.
Почти все преимущества нулевой технологии связаны с постоянным покрытием поверхности поля мульчей, пожнивными остатками. Поле с незначительным количеством растительных остатков не принесет полноценной выгоды. Поэтому надо было принять серьезные меры по накоплению мульчи, особенно весной при закрытии влаги. Первые 2–3 года освоения особых проблем не было. Для этих целей использовали прутковые бороны БМЗ-24 и зубовые. Но для большого накопления пожнивных остатков эти орудия оказались непригодными, мульчу они просто сгребали в кучи, и, кроме вреда, от их применения ничего не было. А ведь главное в этой системе создать на поверхности почвы объемистую мульчу из органических растительных остатков. Все мы знаем, что почве нужна органика, но сохранить ее до сих пор не удавалось. Потому для удобства посева растительные остатки запахивали, дисковали, сжигали, да и до сих пор продолжаем творить это варварство. Казалось бы, несложный вопрос, но тем не менее для рыхления почвы создали десятки орудий, но не было ни одного, которое бы производило рыхление на небольшую глубину (2–3 см) с одновременным прикатыванием и оставлением всех накопленных с осени пожнивных остатков.
После долгих мучений, раздумий, путем проб и ошибок нам удалось изобрести такое орудие – вращающуюся борону со штырями, закрепленными в цепи катящегося катка, которая рыхлит почву (2–3 см) с одновременным прикатыванием и оставлением 100% пожнивных остатков на поверхности почвы и приведением их в порядок.
В течение двух лет провели практические испытания более чем успешно. Принцип ее работы: при движении изобретенной бороны по полю штыри, закрепленные на цепи-катке, проникая в почву, вращаются, благодаря установленным в двух крайних положениях левой и правой сторон шарнира на подшипниках разрушают корку, если она образовалась, прикатывают одновременно почву катящимися катками, встроенными в цепь, и в результате работы этих изобретенных механизмов все пожнивные остатки сохраняются на поверхности почвы.
Таким образом, мы впервые добились создания орудия, благодаря которому удается во всем почвенном профиле оставлять всю органику, как это было в естественном состоянии без вмешательства человека. При этом весь почвообразовательный процесс возвращается в естественное состояние, при котором плодородие почвы ежегодно увеличивается.
В этом году начато серийное производство вышеуказанного орудия на Таврическом заводе Омской области.
Технические характеристики:
- Производительность 150 га за смену (10 часов);
- Расход топлива до 0,9 л/га;
- Агрегатируется с тракторами МТЗ-80, 82
и сельхозмашинами подобного класса;
- Благодаря конструкции легко и быстро
переводится из рабочего положения
в транспортное;
- Ширина захвата - 12 м;
- Давление зуба на почву - 1,8 кг;
- Число зубьев - 600
- Расстояние между следами зубьев - 80мм;
- Глубина обработки - 30-35 мм.
Применяется:
- при весеннем бороновании для закрытия влаги,
- для летней обработки паровых полей
- в системе сберегающего земледелия (нулевая технология)
Принцип работы бороны:
При движении бороны по полю, зубья цепи, проникая в поверхностный слой
почвы, создают вращающий момент относительно оси цепи. Зубья каждого
звена цепи поочередно взрыхляют поверхность почвы. Этот эффект
усиливается за счет угла между осью цепи и поперечной осью бороны.
Качение цепи по поверхности почвы значительно снижает тяговое усилие
транспортного агрегата, и позволяет работать на более высоких скоростях.
За счет этого расход дизельного топлива сокращается до 0,9 л/га.
За одну смену борона БЦД-12 обрабатывает 150 га (это 10 часов работы).
Борона без проблем агрегатируется с тракторами МТЗ-80, 82 и
сельхозмашинами подобного класса.
Устройство:
Борона состоит из ходовой рамки с присоединенным дышлом, боковых
крыльев и заднего бруса с натяжителем, шарнирно соединенных с рамкой.
Между дышлом, крыльями и задним брусом на вращающихся подшипниковых
узлах закреплены 4 рабочих органа - цепи с прикрепленными к ним зубьями.
Конструктивно угол между цепями и поперечной осью бороны задан 35°.
Натяжение цепей регулируется. В транспортное положение боковые крылья
и задний натяжитель переводятся посредством гидроцилиндров.
Сменные зубья, изготовленные из качественной стали и термически
обработанные, имеют высокую износостойкость и ремонтопригодность
в полевых условиях. И что немаловажно для покупателей, габариты бороны
в транспортном положении позволяют перемещение по дорогам общего
пользования.
Источник: agrosektor.kz