18 апреля 2013 в 09:05

Гостехнадзор – две пятерки

ДЗЕН

В эти дни службе Гостехнадзора исполняется 55 лет

В эти дни службе Гостехнадзора исполняется 55 лет. Две юбилейные пятерки в народе называют - «круглый отличник». И применительно к Гостехнадзору это будет вполне справедливо. 55 лет его деятельности сельхозтоваропроизводители оценивают на «отлично».

18 апреля 1958 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации МТС» было принято решение о передаче (продаже) сельскохозяйственной техники из машинно-тракторных станций (МТС) колхозам и совхозам на добровольных началах. Принятие данного постановления в части, касающейся создания службы госсельтехнадзора, было вызвано потребностью в надзорной структуре. Этим постановлением и было определено введение должностей технических инспекторов в системе ремонтно-технологических станций (РТС), пришедших на смену МТС. В задачу технических инспекторов входило осуществление контроля и оказание помощи хозяйствам в вопросах технической эксплуатации сельскохозяйственных машин, а также осуществление государственного технического надзора за состоянием машинно-тракторного парка.

С образованием в феврале 1961 года всесоюзного объединения «Союзсельхозтехника» служба технического надзора была передана этой организации. С этого времени инспекция становится ядром всей инженерной работы на селе. В задачи инспектора входили проведение два раза в год технического осмотра машинно-тракторного парка, проверка качества ремонта машин, хранение техники, ГСМ, запасных частей в колхозах, совхозах и оказание им помощи по эффективному использованию машин и оборудования. Однако к середине 60-х годов система «Сельхозтехника», выполнявшая часть работ по ремонту и техническому обслуживанию техники, оставалась вне надзора технических инспекторов. Кроме того, технические инспекторы, находясь в структуре обслуживающих организаций, зачастую вынуждены были представлять интересы данных организаций, тем самым дискредитируя свое первоначальное назначение. Такое положение не могло устраивать как сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и органы управления.

Согласно постановлению Бюро ЦК КПСС и Совмина РСФСР от 5 апреля 1965 года технические инспекторы были переведены в сельскохозяйственные органы управления.

В целях улучшения государственного надзора за техническим состоянием машинно-тракторного парка в колхозах, совхозах и других государственных сельскохозяйственных предприятиях и организациях постановлением Совета Министров СССР от 13 декабря 1969 года на Минсельхоз СССР были возложены функции государственного надзора за техническим состоянием и образованы для этой цели инспекции госсельтехнадзора. Во исполнение указанного постановления в районных управлениях сельского хозяйства образовываются группы инженеров-инспекторов с одновременным подчинением их областным (краевым) инспекциям госсельтехнадзора.

Более совершенной структурой, функциями, полномочиями и правами органы госсельтехнадзора были наделены в 1975 году постановлением Совмина СССР от 23 декабря 1975 года, когда основное поднадзорное звено из групп инженеров-инспекторов было преобразовано в районные инспекции госсельтехнадзора. Важной вехой в становлении органов госсельтехнадзора в этот период явилось установление норматива численности районных инспекций (600- 800 машин на одного инспектора), но не менее одного человека на район. В качестве дополнительных функций органы госсельтехнадзора стали осуществлять надзор за соблюдением в сельском хозяйстве правил транспортировки, хранения и расходования нефтепродуктов, порядка устранения недостатков в гарантийный период. На районные инспекции возлагалось руководство комиссией по аттестации трактористов-машинистов и выдачи им удостоверений установленного образца. В качестве дополнительных мер воздействия инженерам-инспекторам предоставлялось право налагать на виновных лиц денежные начеты и направлять в органы прокуратуры материалы о фактах преступно-небрежного использования или хранения техники, а равно ее разукомплектования.

Постановлением Совмина СССР от 23 июля 1988 года на гостехнадзор возлагался надзор за техническим состоянием и соблюдением правил технической эксплуатации тракторов и другой сельхозтехники, приобретаемой кооперативами. В этом же году аналогичным нормативным актом от 25 августа на органы гостехнадзора были возложены обязанности по регистрации тракторов, прицепов к ним и самоходных машин и выдачи на них единых номерных знаков.

13 декабря 1993 года было принято постановление Совета Министров - правительства РФ «О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ», утвердившее положение о Гостехнадзоре, что фактически воссоздало органы Гостехнадзора в новом качестве.

Согласно положению самоходная техника, принадлежащая предприятиям и организациям, независимо от формы их собственности и ведомственной принадлежности, а также принадлежащая гражданам России, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства, подлежит теперь регистрации в органах Гостехнадзора, а также техническому освидетельствованию в части обеспечения безопасности для жизни и здоровья людей, сохранности имущества и охраны окружающей среды.

В 1994 году правительством РФ утверждено постановление «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ», разграничившее сферы полномочий ГАИ и органов Гостехнадзора.

В 1995 году утверждены основные нормативные документы, регламентирующие деятельность органов Гостехнадзора: Правила регистрации техники, Правила регистрации залога машин, Правила проведения государственного технического осмотра, Положение о паспорте самоходной машины и другие.

Вместе с тем в 1995 году, в связи с принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», структура органов Гостехнадзора вступила в противоречие с требованиями его положений.

В России органы управления являются государственными только начиная с органов управления субъектов (край, область), а на уровне района, города - это власть муниципальная.

Таким образом, с момента вступления в силу указанного закона, находясь в штате управлений сельского хозяйства, районные инспекторы потеряли статус государственности, так как в указанном законе четко определено: муниципальные служащие не могут исполнять государственных полномочий, в связи с этим инспекторы Гостехнадзора потеряли легитимное право от имени государства производить какие- либо действия (регистрацию техники, проводить техосмотр, выдавать удостоверения тракториста-машиниста, вести административную практику правонарушений, пользоваться печатью и т.п.).

Для устранения указанного несоответствия правительством РФ принято постановление от 02.02.1998, внесшее изменения и дополнение в Положение о Гостехнадзоре. Согласно этому постановлению органы Гостехнадзора имеют следующую структуру:

на федеральном уровне: Главгостехнадзор России в составе Министерства сельского хозяйства РФ;

на уровне субъекта РФ: инспекция (краевая, областная, республиканская, автономного округа) Гостехнадзора уже не в составе (краевого, областного и т.д.) управления сельского хозяйства, а как самостоятельная структура органа исполнительной власти с включенными в ее состав районными и городскими инспекциями.

Принятие указанного постановления послужило началом реорганизации органов Гостехнадзора в субъектах РФ.

Постановлением правительства Калужской области от 27.08.2003 г. Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники является органом исполнительной власти области на правах управления, обладает исполнительно-распорядительными полномочиями, отнесенными к ее ведению.

Это исключает ведомственную принадлежность, позволяет планировать и осуществлять надзорные функции в соответствии с необходимостью и целесообразностью. Есть здесь свои плюсы и в финансовом и материально-техническом обеспечении, а главное – значительно повышен престиж службы.

В соответствии с распоряжением губернатора от 23.08.2006 г. и постановлением правительства области от 02.10.2006 г. утверждена предельная штатная численность государственных гражданских служащих инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники. В настоящий момент штатная численность инспекции составляет 12 человек (без учета технического персонала).

В связи с этим государственный инженер-инспектор обслуживает по 4-5 районов области, суммарная численность техники на каждого инспектора составляет от 2 до 4 тысяч единиц.

В настоящее время каждый государственный инженер-инспектор области обеспечен служебным автотранспортом, форменной одеждой и компьютерной техникой.

Сегодня Гостехнадзор области – это небольшая, но сплоченная и работоспособная команда профессионалов, которые несут особую ответственность за слаженную и исправную работу всей сельскохозяйственной техники региона, стремятся предупредить ее аварийность и внеплановые ремонты. А значит – помогают сельским механизаторам добиваться лучших результатов.


Источник: Весть

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ