Изменение севооборота и системы ведения полеводства может изменить состав вашей почвы
Недавнее исследование показывает, что можно создать новую, богатую питательными веществами, плодородную почву на вашей ферме, просто изменив севооборот и систему ведения полеводства,— и ждать результата не придется целую геологическую эру.
Исследование, проведенное доктором Стюартом Грэнди (Stuart Grandy) в университете штата Нью-Гэмпшир, вынуждает пересмотреть наше традиционное представление о процессе образования органического вещества почвы (SOM) и сделать вывод, что он протекает существенно быстрее и проще, чем мы думали.
«Мы считали раньше, что SOM образуется из неразложившихся частичек, которые оставляют после себя микроорганизмы, то есть любой растительный материал, который не разлагается полностью микроорганизмами, становится SOM,— говорит Грэнди.— Это приводит к мысли, что, если вы хотите создать SOM, надо добавлять в почву органическое вещество (растительные остатки), которое очень трудно поддается разложению микроорганизмами. Но благодаря информации, полученной за последние годы, мы пришли к выводу, что большая часть SOM образуется из остатков микроорганизмов. Возникает совершенно иное представление о том, как формируется SOM и как возделывать почву. И сейчас мы рассматриваем вопрос культивирования сообществ микроорганизмов, обладающих свойствами, нужными для образования SOM».
«Это новое понимание того, как формируется почва,— объясняет Майкл Тили (Michael Thiele), координатор Клуба пастбищного животноводства провинции Манитоба.— С этим знанием на создание почвы нам требуется гораздо меньше времени, чем представлялось ранее. Мы прежде думали, что почва образуется на ледниковых отложениях, то есть в течение очень долгого временного периода, однако, если основой почвообразующего процесса являются микроорганизмы, которые живут и погибают, занимают новые территории и уходят с них, то мы можем создавать почву за гораздо более короткий период времени».
«Что становится действительно важным в определении массы органического вещества почвы (SOM), которое мы собираемся создать в системе, так это не количество лигнина, попадающего в почву, а функционирование сообщества микроорганизмов»»,— отметил Грэнди.— Наша модель утверждает, что все SOM получается из самих микроорганизмов — их тел (некромассы), которые содержат простые компоненты, карбогидраты и азотосодержащие соединения, такие как аминокислоты, белки и липиды. Эти вещества, получающиеся из биомассы микроорганизмов и по своей природе не обладающие стойкостью к разложению, просто связываются с глинистыми минералами — и именно такое объединение глины и остатка защищает фрагменты микроорганизмов и превращает их в долговечное и стабильное SOM».
Вклад растений в формирование SOM все еще очень важен. Не потому, что, как считалось ранее, они вносятся непосредственно, а потому, что они влияют на формы сообществ микроорганизмов, которые в конечном итоге становятся SOM. Грэнди продемонстрировал это в полевом эксперименте, где он сравнил органический и традиционный севооборот.
Грэнди обнаружил, что в органической системе темпы роста микроорганизмов и их эффективность были выше, чем в традиционной, и углерода в почве было больше, несмотря на то что в органической системе биомассы вносится меньше и ухода за почвой больше.
Это кажется парадоксальным, если опираться на традиционные представления о формировании SOM.
«Мы обычно ожидаем, что внесение углерода коррелируется с углеродом в почве, то есть чем больше вносится углерода с остатками урожая, тем выше должно быть содержание углерода в почве,— добавляет Грэнди.— Мы также ожидаем, что чем больше обрабатывается почва, тем меньше SOM, особенно в почвах песчаного типа, подобных тем, что были на экспериментальных полях,— однако мы видим увеличение SOM».
Причина была во времени внесения углерода и в его качестве. «Клевер в виде покровной культуры — по-настоящему важный компонент в ротации севооборота,— объясняет Грэнди.— Он разнообразит вносимый углерод, изменяет время его внесения и увеличивает количество углерода, который имеет малую величину отношения содержания C к N. В основном рост числа и эффективность микроорганизмов увеличиваются с добавлением высококачественных углеродсодержащих материалов, таких как остатки клевера. При ротации севооборота, включающей в себя покровной клевер, создавалось сообщество микроорганизмов, которое эффективнее превращало вносимые материалы в SOM».
Исследование Грэнди открывает возможности для быстрого восстановления истощенных почв и создания устойчивого и долговечного SOM.
Он подчеркивает: «Внедрение разнообразного севооборота с включением в него покровных культур особенно важно для развития этих сообществ микроорганизмов, которые должны облегчить формирование SOM».
Любая система земледелия, будь то органическая, традиционная или беспахотная, обладает потенциалом развития сообществ микроорганизмов, которые будут эффективно создавать SOM. «Формирование здоровых почв с SOM надлежащего качества зависит от образования многообразного и эффективного сообщества микроорганизмов. Для достижения этой цели лучше всего диверсифицировать виды добавок растительного и животного происхождения, которые вносятся в почву совмещенными и покровными культурами и многолетними растениями, или увеличивать периоды ротации,— говорит Грэнди.— Главное, что мы можем делать для образования SOM,— это способствовать развитию более эффективных, разнообразных и обширных сообществ микроорганизмов. Здесь большое будущее за местными и региональными стратегиями культивирования сообществ микроорганизмов, необходимых нам для создания SOM».
Грэнди экспериментирует с управлением интенсивным пастбищным хозяйством, чтобы выяснить, какой эффект оно оказывает на сообщество микроорганизмов, и отмечает: «Мы видим, что более интенсивное пастбищное животноводство содействует увеличению урожая корнеплодов и корневых выделений, что стимулирует рост биомассы микроорганизмов и способствует большему разнообразию растительного сообщества. А такие изменения приводят к развитию разнообразных и эффективных подземных сообществ».
Некоторые скотоводы уже стали новаторами, обнаружив, что, задействовав разнообразные растения и изменив стиль землепользования, они могут увеличивать количество SOM, восстанавливать истощенные почвы и повышать производительность на тех же площадях.
«Когда производители меняют управлением пастбищным хозяйством, через несколько лет они получают невероятные результаты,— подтверждает Тили.— Восстанавливается функционирование биологии почвы, начинает работать круговорот питательных веществ — результатом этого является увеличение содержания углерода в почве и улучшение круговорота питательных веществ и просачивания воды».
Хороший пример протекания описанного процесса можно увидеть на ферме Брайана Харпера. Он купил «убитый» участок земли рядом с автомагистралью Trans-Canada около Брэнтона, покрытый на протяжении многих лет кострецом и люцерной. Первое, что сделал Харпер, — расширил разнообразие растений пластовым посевом некоторых бобовых, таких как астрагал, люцерна и пурпурный американский клевер. Он поднял плотность поголовья скота, содержащегося на пастбище, до 70 000 фунтов говядины на акр угодий, что существенно выше 3000 фунтов, достигнутых ранее на этой земле.
«Когда коровы пасутся, вы не позволяете им есть слишком много — «только один кусочек», — делится опытом Харпер.— Остальное они затаптывают в землю, создавая подстилку, которая укрывает землю, сохраняет влагу и понижает температуру почвы. Создаются условия для стимуляции почвенных микроорганизмов, которые начинают разлагать подстилку и увеличивать массу SOM».
Харпер быстро получил выгоду уже в первый год, удвоив кормовую продуктивность. Ключевая роль в достижении большей производительности с этой территории принадлежала системе выпаса. Харпер разделил пастбище на длинные и узкие огороженные участки площадью полакра и перегонял скот каждые шесть часов с одного участка на другой, сохраняя оставленный участок без скота по крайней мере в течение 80–90 дней.
«Главный принцип системы — короткие пастбищные периоды и длительные периоды восстановления, позволяющие траве вырасти вновь»,— объясняет Тили, сотрудничавший с Харпером в рамках этого проекта, на осуществление которого некоторые средства выделила Комиссия по экологическому сотрудничеству, контролируемая Ассоциацией кормовых и пастбищных угодий провинции Манитоба.
Анжела Ловелл (Angela Lovell)